Омск |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А46-8432/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11541/2015) общества с ограниченной ответственностью "ОмскГорТранс" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2015 по делу N А46-8432/2015 (судья Третинник М.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОмскГорТранс" (ИНН 5503245292, ОГРН 1135543041590)
к Департаменту транспорта Администрации города Омска (ОГРН 1025501179736, ИНН 5503054185)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Максимова Е.В. по доверенности от 01.05.2015;
от заинтересованного лица: Бородина Т.А. по доверенности N Ис-ДТ/1351 от 24.09.2015;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОмскГорТранс" (далее - ООО "ОмскГорТранс", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту транспорта Администрации города Омска (заинтересованное лицо, Департамент транспорта, административный орган) о признании незаконными действий сотрудников Департамента транспорта по проведению внеплановой выездной проверки 19.05.2015 в отношении заявителя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2015 по делу N А46-8432/2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заявителем не представлены в материалы дела доказательства того, что 19.05.2015 сотрудниками Департамента транспорта в отношении заявителя была проведена выездная внеплановая проверка; представленные заинтересованным лицом документы свидетельствуют о проведении 19.05.2015 уполномоченным лицом планового (рейдового) осмотра.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Департамент транспорта факт проведения проверки не отрицал; указание на то, что заинтересованное лицо проводило рейдовое мероприятие, самостоятельно возник в решении суда без указания на это хоть одного из лиц, участвующих в деле; плановые (рейдовые) осмотры проводятся государственными или муниципальными органами в пределах их компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий, что не имело места быть в конкретном случае; распоряжение на проведение проверки не содержало необходимых реквизитов, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ; по результатам проверки в силу этого же закона должны составляться акты проверки; о выдаче приказа на проведение проверки общество не уведомлялось, приказ о проведении проверки не предъявлялся, акт по итогам проверки не составлялся.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Департамента транспорта отзыв на апелляционную жалобу не представил, просил оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ООО "ОмскГорТранс" зарегистрировано 12.09.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области.
В соответствии с лицензией N АСС-55-027634 от 01.07.2014 ООО "ОмскГорТранс" имеет право осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
В результате проведенной 19.05.2015 Департаментом совместно с иными контролирующими органами проверки выявлен факт осуществления ООО "ОмскГорТранс" на маршруте N 374 деятельности по перевозке пассажиров в отсутствие заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту, паспорта и схемы маршрута.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, осуществленной 19.05.2015 водителем проверяемого транспортного средства (ГАЗ 322132 С342 СМ) были представлены путевой лист, выданный ООО "ОмскГорТранс", свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение, копия лицензии на право осуществления пассажирских перевозок ООО "ОмскГорТранс", страховой полис ОСАГО.
Ссылаясь на то, что Департамент транспорта провел указанную внеплановую выездную проверки с нарушением установленного порядка, без предъявления заявителю приказа и распоряжения, по итогам проверки акт составлен и вручен не был ООО "ОмскГорТранс" обратилось в суд с заявлением о признании действий заинтересованного лица по проведению проверки не законными.
20.08.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения судебного акта, исходя из следующего.
В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 1 статьи 9 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92.
С целью реализации указанных муниципальных задач, организован Департамент транспорта Администрации города Омска. В соответствии с пунктами 16, 17, 18 Положения о Департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 442, целью деятельности департамента является формирование и реализация муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, направленной на обеспечение устойчивого, надежного, безопасного функционирования городского пассажирского транспорта и его развитие.
Основными задачами департамента являются: 1) организация транспортного обслуживания населения на территории города Омска; 2) разработка и оптимизация городской маршрутной сети; 2.1) организация обеспечения движения транспорта по дорожной сети города Омска, повышение безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции; 3) регулирование, организация и контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений городского пассажирского транспорта с целью обеспечения их эффективного и устойчивого функционирования; 4) разработка и реализация стратегии технического развития муниципального транспорта, организация и контроль за эффективным использованием и сохранностью муниципального имущества, переданного муниципальным транспортным организациям для реализации их уставной деятельности; 5) осуществление контрольных функций в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска.
Следовательно, Департамент транспорта наделен полномочиями на осуществление контрольных функций в области предоставленных ему полномочий в сфере осуществления муниципальной функции по обеспечению транспортного обслуживания населения, в том числе, при осуществлении контрольных функций в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска.
Согласно статьи 10 Решения Омского городского Совета от 27.10.2010 N 361 "О правилах организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска" перевозка пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети осуществляется на основании договора, заключаемого в соответствии с порядком допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска, утверждаемым Омским городским Советом.
Статьей 11 указанного Решения осуществление регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Омска без заключения договора с организатором пассажирских перевозок не допускается.
В соответствии со статьей 12 Решения Омского городского Совета от 27.10.2010 N 361 "О правилах организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска" перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) заключить договор с организатором пассажирских перевозок; 2) выполнять перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного договора; 3) иметь паспорт маршрута, расписание и схему маршрута; 4) оборудовать транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров указателями маршрута регулярных перевозок; 5) размещать внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров, информацию в соответствии с требованиями федерального законодательства; 6) обеспечить соблюдение водителем схемы маршрута и расписания; 7) обеспечить наличие в транспортном средстве, используемом для регулярных перевозок пассажиров, копии договора, схемы маршрута и расписания.
В соответствии со статьей 2 Решения Омского городского Совета от 14.11.2012 N 71 "О порядке допуска перевозчика к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска" допуск перевозчиков к осуществлению перевозок по регулярному маршруту осуществляется по результатам открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования, а также в случаях, предусмотренных настоящим Решением, путем заключения договора с единственным перевозчиком или с перевозчиком в порядке реализации процедуры временного допуска.
Все перечисленные обязанности установлены для перевозчиков, осуществляющих обеспечение пассажирских перевозок населения на территории городского округа города Омска.
При этом Департамент транспорта, как уполномоченный в данной области орган, имеет право и обязан осуществлять в силу возложенных на него Положением о Департаменте транспорта Администрации города Омска от 28.09.2011 N 442 контрольные функции в области соблюдения перевозчиками возложенных на них обязанностей.
В материалы дела представлены приказ Департамента транспорта Администрации города Омска N 36п от 23.04.2013, в соответствии с которым наделены полномочиями по проведению проверок на предмет соблюдения решения Омского городского Совета от 14.11.2012 N 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска", решения "О правилах организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска" от 27.10.2010 N 361 конкретные сотрудники Департамента транспорта (л.д.41).
Кроме того, заинтересованным лицом представлен график совместных проверок на маршрутах регулярных перевозок пассажиров, утвержденный Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственным инспектором безопасности дорожного движения по городу Омску, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, согласно которому данные органы запланировали совместные проверки, в том числе, 19.05.2015 с целью выявления нарушений в сфере правил дорожного движения, технического состояния автотранспорта, лицензионных требований, организации транспортного обслуживания населения, налогового законодательства с 9:00 до 16:00 на остановке "Железнодорожный вокзал" (л.д.48-49).
Таким образом, Департамент транспорта имел полномочия на проведение 19.05.2015 контрольных мероприятий в области соблюдения решения Омского городского Совета от 14.11.2012 N 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска" и решения "О правилах организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска" от 27.10.2010 N 361.
Указание подателя апелляционной жалобы на то, что внеплановая проверка была проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку распоряжение на проведение проверки не содержало необходимых реквизитов, предусмотренных, по результатам проверки в силу этого же закона должны составляться акты проверки, о выдаче приказа на проведение проверки общество не уведомлялось, приказ о проведении проверки не предъявлялся, акт по итогам проверки не составлялся, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Федерального закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из материалов дела и подтверждается лицами, участвующими в деле, на ООО "ОмскГорТранс" не возлагались обязанности по предоставлению какой-либо информации и исполнению каких-либо требований контролирующих органов. Суть муниципального контроля сводилась к выяснению того, какие перевозчики осуществляют регулярные перевозки пассажиров на утвержденных муниципальных маршрутах: только те, кто заключил договор в порядке решения Омского городского Совета от 14.11.2012 N 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска" либо и иные, которые такого договора не заключили.
При этом утверждение заявителя, что фактически проводилась внеплановая проверка в порядке Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", материалами дела не подтверждается.
Согласно статье 10 Федерального закона ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции верно исходит из того, что ООО "ОмскГорТранс" не представило в материалы дела доказательств того, что 19.05.2015 сотрудниками Департамента транспорта в отношении заявителя была проведена выездная внеплановая проверка, действия по совершению которой оспариваются обществом, и при совершении которой обязательным является соблюдение порядка, предусмотренного статьей 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ссылка суда первой инстанции на то, что фактически заинтересованным лицом в силу пункта 1 статьи 13.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проводились плановые (рейдовые) осмотры, является не соответствующей материалам дела, однако, данное утверждение не привело в принятию неправильного решения.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Омской области не имеется, а апелляционная жалоба ООО "ОмскГорТранс" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОмскГорТранс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2015 по делу N А46-8432/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8432/2015
Истец: ООО "ОмскГорТранс"
Ответчик: департамент транспорта Администрации города Омска