Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф04-792/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А03-15131/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Гриднев М.С. по доверенности N 10 от 01.01.2015 года (сроком по 31.12.2017 года)
от заинтересованного лица: Лыков А.Ю. по доверенности N 0044 от 05.10.2015 года (сроком по 31.12.2015 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) (N 07АП-11382/15)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года по делу N А03-15131/2015 (судья Синцова В.В.) |
по заявлению открытого акционерного общества "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922, г. Барнаул)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565, г. Барнаул)
о признании незаконными действия, выраженного в принятии 03.07.2015 за номером 22/011/002/2015-28 сообщения об отказе в государственной регистрации, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю осуществить государственную регистрацию кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ N 15-33 от опоры N 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Миронова, д. 122, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ "СОШ N4",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сетевая компания "Алтайкрайэнерго" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "СК "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженные в принятии 03.07.2015 года за номером 22/011/002/2015-28 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Локтевский отдел) (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Алтайскому краю) отказа в государственной регистрации, об обязании осуществить государственную регистрацию кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ N 15-33 от опоры N 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Миронова, д. 122, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ "СОШ N4".
Арбитражным судом из числа заинтересованных лиц исключена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, поскольку заявителем фактически требования к данному лицу не заявлялись.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.10.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Алтайскому краю обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "СК "Алтайкрайэнерго" требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, ввиду того, что линии электропередач федеральным законодательством не отнесены к объектам капительного строительства, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство (разрешения на ввод объекта в эксплуатацию); указывает на противоречие содержащихся в законе Алтайского края от 03.10.2014 года N 73-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" положений нормам федерального законодательства, что является нарушением части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Представитель апеллянта в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представить в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку обжалуемый отказ Управления нарушает права и законные интересы ОАО "СК "Алтайкрайэнерго" как фактического владельца спорного объекта недвижимого имущества, и возлагает на него дополнительные обязанности, не предусмотренные нормами действующего законодательства.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Общество осуществило строительство кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ N 15-33 от опоры N 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г.Горняк, ул. Миронова, д. 122, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ "СОШ N 4".
В целях осуществления государственной регистрации прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества 29.05.2015 года ОАО "СК Алтайкрайэнерго" направило в Управление документы, предусмотренные статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: декларацию об объекте недвижимого имущества от 29.05.2015 года по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года N 447 и договор аренды земельного участка N145-14 от 22.09.2014 года.
05.06.2015 года за номером 22/011/002/2015-28 Управление направило в адрес Общества уведомление о приостановлении государственной регистрации кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ N 15-33 от опоры N 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Миронова, д. 122, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ "СОШ N 4", в связи отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации права, заявителем не устранены, 03.07.2015 года Управление в адрес заявителя направило сообщение об отказе в государственной регистрации объекта недвижимости.
ОАО "СК Алтайкрайэнерго" полагая, что действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации спорной кабельной линии электропередачи в связи отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются незаконными, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Основаниями для осуществления действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются юридические факты и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающих документов - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 указанной статьи не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ).
На основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение линейного объекта, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительством - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Исходя из определения линейного объекта указанного в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекс РФ, а также определения объекта капитального строительства указанного в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ вышеуказанная кабельная является линейным объектом, и объектом капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с вышеуказанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, в подпунктах 1-4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определен перечень случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется. При этом подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон Алтайского края от 03.10.2014 года N 73-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" (далее по тексту - Закон N 73-ЗС), вступивший в законную силу с 07.10.2014 года.
Пунктом 10 статьи 1 Закона N 73-ЗС расширен утвержденный на региональном уровне в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи. 51 Градостроительного кодекса РФ перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получение разрешения.
В силу пункта 5 статьи 44 Закона Алтайского края от 29.12.2009 года N 120 - ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" (далее по тексту - Закон N120-ЗС) дополнена пунктом 6, предусматривающим, что в Алтайском крае выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно в соответствии с инвестиционными программами развития сетей энергоснабжения и (или) договорами технологического присоединения.
Исходя из мощности кабельной линии, а также документов подтверждающих строительство кабельной линии в рамках договора на осуществление технологического присоединения, линия электропередачи напряжением б кВ N 15-33 от опоры N 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, Локтевский район, г.Горняк, ул. Миронова, д. 122, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ "СОШ N 4" является кабельной линией в отношении которой в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона N 120-ЗС выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а регистрация такого объекта должна быть осуществлена на основании документов предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Установив, что на государственную регистрацию права собственности на спорные сооружение Обществом представлены предусмотренные нормами Федерального закона N 122-ФЗ документы, в том числе декларации об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года N 447, договор аренды земельного участка N 145-14 от 22.09.2014 года, суд первой инстанции правомерно признал отказ регистрирующего органа в государственной регистрации кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ N15-33 от опоры N96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Миронова, д. 122, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ "СОШ N4", в связи отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, незаконным и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "СК "Алтайкрайэнерго".
При таких обстоятельствах, отказ Управления Росреестра по Алтайскому краю в государственной регистрации права собственности на нежилые здания и сооружения является необоснованным и противоречащим требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Довод Управления на противоречие содержащихся в законе Алтайского края от 03.10.2014 года N 73-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" положений нормам федерального законодательства был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно не был им принят, поскольку данные положения не являются предметом спора.
Кроме того, закон Алтайского края от 03.10.2014 года N 73-ЗС "О внесении изменений в Закон Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" до настоящего времени никем не оспорен и является действующим, в рассматриваемом случае положения указанного закона применены во взаимосвязи и в исполнение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года по делу N А03-15131/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15131/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф04-792/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Сетевая компания Алтайкрайэнерго"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК