г. Москва |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А40-165481/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Метро Кэш энд Керри"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2015 по делу N А40-165481/15, принятое судьей О.В. Сизовой,
по заявлению: Территориального отдела Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО г. Москвы
к ответчику: ООО "Метро Кэш энд Керри" (ОГРН 1027700272148, ИНН 7704218694)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с конфискацией товара на основании протокола от 04.08.2015
при участии:
от заявителя: |
Федотова К.Е. по дов. от 15.12.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Метро Кэш энд Керри" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ на основании протокола N б/н об административном правонарушении от 04.08.2015.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2015 общество привлечено к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 300 000 рублей и конфискацией изъятой продукции.
Не согласившись с принятым судом решением, ООО "Метро Кэш энд Керри" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель апеллянта не вился в судебное заседание, извещен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов административного дела, 30 июля 2015 с 10 час.00 мин. до 18. 00 час. по адресу: г.Москва, 105523, МКАД 104 км., д.6 при проведении внеплановой выездной проверки торгового Центра ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" по распоряжению N 02-25-663 от 23.07.2015, было выявлено нарушение продавцом ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" требований технических регламентов и обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а именно в реализации выявлены безлактозные сыры производства стран Европейского союза (Франция, Италия, Испания, Дания, Австрия, Литва).
Таким образом, административным органом выявлено 31 наименование (33 партии, общим весом 113,86 кг.), относящиеся к безлактозной пищевой продукции, которая согласно п.9 ст.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" относится к пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания, подлежит государственной регистрации и допускается к реализации после прохождения государственной регистрации согласно ст.24 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ст.10 п. 1 TP ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания". В реестре свидетельств о государственной регистрации (в рамках ТС ЕврАзэс) свидетельства о государственной регистрации вышеуказанных безлактозных сыров указанных выше производителей отсутствуют. Таким образом, на вышеуказанные безлактозные сыры отсутствуют сопроводительные документы, подтверждающие их качеств обороте (реализации) в соответствии со ст.3 п.1,ст.21 п.1 Федерального закона Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ, ст.24 п.2 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ст.5 п.1 TP ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания: запрещен их ввоз на территорию РФ без прохождения государственной регистрации соответствии с п.3 ст.21 N 29-ФЗ от 02.01.2000.
На основании указанного факта в отношении ООО "Метро Кэш энд Керри" составлен протокол от 04.08.2015 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен в присутствии представителя ответчика Никитиной С.А., действующей на основании доверенности N 1116-3/14д от 01.09.2014.
Суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности, исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст. 16 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" запрещается ввоз на территорию РФ пищевых продуктов, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких продуктов требованиям нормативных документов.
Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации биологически активных добавок осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.08.2003 N 146 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок" (зарегистрировано Минюстом России 18.08.2003 N 4988).
Согласно ст.10 Закона пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации. Импортные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию Российской Федерации. Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий производится с выдачей заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на ввоз на территорию Российской Федерации и оборот. Аналогичное требование закреплено и в пп."г" п.6 Положения о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, утвержденного Постановлением N 988.
Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации в порядке, установленном в ст.10 Закона, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов (п.3 ст.21 Закона).
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела, вина общества с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ административным органом доказана.
Довод апелляционной жалобы о том, что реализуемый сыр (безлактозный сыр производства стран ЕС) относится к пищевой продукции, безопасность которого подтверждена декларацией соответствия, а не специализированной пищевой продукцией, в связи с чем, по мнению общества, государственная регистрация такой продукции не требуется, подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания относится к специализированной пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" специализированная пищевая продукция - пищевая продукция, для которой установлены требования к содержанию и (или) соотношению отдельных веществ или всех веществ и компонентов и (или) изменено содержание и (или) соотношение отдельных веществ относительно естественного их содержания в такой пищевой продукции и (или) в состав включены не присутствующие изначально вещества или компоненты (кроме пищевых добавок и ароматизаторов) и (или) изготовитель заявляет об их лечебных и (или) профилактических свойствах, и которая предназначена для целей безопасного употребления этой пищевой продукции отдельными категориями людей.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" идентификация пищевой продукции - процедура отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента. Согласно статье 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 027/2012, принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", пищевая продукция низколактозная (безлактозная) относится к пищевой продукции диетического лечебного или диетического профилактического питания, произведенной 6 на основе коровьего молока или молока других продуктивных животных и (или) продукции переработки молока, в которой снижено содержание лактозы по сравнению с аналогичной пищевой продукцией.
В соответствии с пунктом 57 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2008 N 88- ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Техрегламент на молоко N 88-ФЗ) и ГОСТ Р 52738-2007 "Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 18.07.2007 N 184-ст под сыром понимается молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока с использованием специальных заквасок, технологий, обеспечивающих коагуляцию молочных белков с помощью молокосвертывающих ферментов или без их использования, либо кислотным или термокислотным способом с последующим отделением сырной массы от сыворотки, ее формованием, прессованием, посолкой, созреванием или без созревания с добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов или без их добавления.
Аналогичное определение термина "сыр" содержится в разделе II "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
В соответствии с пунктами 87 и 88 статьи 4 Техрегламента на молоко N 88-ФЗ продукт переработки молока низколактозный (безлактозный) - продукт переработки молока, в котором лактоза частично (полностью) гидролизована или частично (полностью) удалена. Согласно разделу II "ТР ТС 033/2013 "продукт переработки молока безлактозный" - продукт переработки молока, в котором содержание лактозы составляет не более ОД г на 1 л готового к употреблению продукта, в котором лактоза гидролизована или удалена.
Вместе с тем, допущенный к реализации обществом сыр в силу технологии своего производства по определению являются низколактозным или безлактозным, что также подтверждается заключением таможенного эксперта N 016608 от 11.06.2015.
В данном случае общество ввозит на территорию Российской Федерации и декларирует данный сыр как безлактозный (низколактозный), но не заявляет о ее применении в лечебно-профилактических целях.
Таким образом, применительно к вышеприведенным определениям, если сыр является низколактозным или безлактозным в силу технологии своего производства, то он подпадает под определение "сыр" пункта 57 статьи 4 Техрегламента на молоко, и не может быть отнесен к специализированной пищевой продукции.
Между тем, идентификация сыра как безлактозного (низколактозного) допустима только в том случае, если содержание лактозы снижено искусственно по сравнению с аналогичной пищевой продукцией, что относит его к специализированной пищевой продукции.
Если, как указывает общество, данный сыр не предназначен для диетического лечебного и диетического профилактического питания, то, исходя из вышеуказанных терминов и определений и целей применения ТР ТС, он не может быть отнесен к низколактозным (безлатозным) несмотря на фактическое отсутствие в нем лактозы. В связи с вышеизложенным безлактозная молочная продукция при ввозе в Российскую Федерацию должна сопровождаться не декларацией о соответствии (как пищевая продукция), а свидетельством о государственной регистрации на пищевую продукцию для диетического лечебного и диетического профилактического питания (как специализированная пищевая продукция), о чем также указано в письме Роспотребнадзора от 17.06.2015 N 01/6897-15-31. Таким образом, если общество, как продавец продукции декларирует и заявляет его к продаже как сыр безлактозный (низколактозный), даже не декларируя его применение в лечебно-профилактических целях, то такой продукт должен иметь государственную регистрацию как специализированный в силу прямого указания требований закона.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.10.2015 по делу N А40-165481/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165481/2015
Истец: ТО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ В ВАО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ВАО г. Москвы
Ответчик: ООО "Метро Кэш энд Керри"
Третье лицо: ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"