г.Москва |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А40-135158/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.12.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Лящевского И.С., Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.09.2015 по делу N А40-135158/15, принятое судьей Скворцовой Е.А. (шифр 137-410)
по иску Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, 107078, г.Москва, ул.Маши Порываевой, д.34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 10377390856360, 109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9, стр.1)
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Осипова А.З. по доверенности от 19.09.2013;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 551 820 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2015, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, представил отзыв на исковое заявление, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст.ст.123, 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Федеральная пассажирская компания" в 2014 оказывало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Московской области, Ленинградской области, Псковской области, Мурманской области, Новгородской области, Тверской области, Калининградской области, Республике Карелия.
Согласно ст.6 указанного соглашения транспортные организации обеспечивают льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со ст.2 Соглашения инвалидам ВОВ первой и второй групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств участников Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ третьей группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.
Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно ст.3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
Согласно Реестрам оформленных проездных документов сумма, недополученная АО "ФПК" в результате продажи льготных проездных документов, в 2014 составила 1 551 820 руб. 80 коп.
Таким образом, в связи с предоставлением льгот указанным категориям граждан в 2014 году истец понес убытки в размере 1 551 820 руб. 80 коп.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из следующего.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), купонами кассира и отрывными талонами.
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено п.7 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.
Данные АСУ "Экспресс" содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда и сумме НДС.
Из п.17 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира.
При этом необходимо отметить, что по общему правилу (ст.7 Соглашения) основанием для приобретения льготного проездного документа является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
Вместе с тем, в решении от 24.06.2003 N 01-1/2-03 Экономический Суд Содружества Независимых Государств в рамках своих полномочий (п.5 и 16 Положения об Экономическом Суде СНГ) дал официальное толкование применения ст.2, 3, 4, 7 Соглашения, согласно которому в период действия сезонных льгот количество поездок инвалидам ВОВ, лицам, приравненным к ним, не ограничивается; документом, служащим основанием для предоставления сезонных льгот, является только удостоверение инвалида ВОВ.
Таким образом, оформление льготных проездных документов в период с 01 октября по 15 мая указанным категориям граждан (сезонные льготы) осуществляется без талона.
В силу ст.8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 23.12.2013 N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлено, что в 2014 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса РФ.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения от 12.03.1993, предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
Льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993, являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельств дела, принимая во внимание документальное подтверждение факта несения убытков истцом, отсутствие доказательств возмещения убытков ответчиком, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленных требований, удовлетворив иск в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым в Российской Федерации отсутствуют листы талонов на льготный проезд ввиду установления с 01.01.2005 инвалидам и ветеранам ВОВ ежемесячных денежных выплат, соответственно, предоставление указанным лицам бесплатного проезда в натуральной форме законодательством РФ не предусмотрено, несостоятельны, основаны на неверном толковании и применении норм права и отклоняются апелляционной инстанцией ввиду следующего.
Ответчик указывает на отсутствие правовых оснований для предоставления истцом ветеранам льготного проезда по территории Российской Федерации на основании листов талонов, ссылаясь на изменения законодательства, внесенные Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "05 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, предусматривались льготы по проезду на железнодорожном транспорте.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данная льгота для российских граждан отменена.
Вместе с тем, прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, заключенным в Москве 12.03.1993.
В соответствии со ст.5 указанного Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц указанных в соглашении, независимо от места их проживания.
Статьей 7 Соглашения установлено, что основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение лист талонов на льготный проезд.
В силу п.2 ст.7 Гражданского кодекса РФ в случае, если международном договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
С учетом изложенного, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международном законодательством и Соглашением от 12.03.1993.
Данная позиция подтверждается и судебными актами высших судов: Определением ВАС РФ от 26.11.2012; N ВАС-15467/12, а также Определениями Верховного суда РФ от 02.06.2015 N 305-ЭС15-5885, от 01.09.2015 N 305-ЭС15-8079.
Довод о неподтверждении истцом суммы понесенных им убытков отклоняется апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожное транспорте" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основами федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, в 2014 году сумма неполученных истцом в связи с предоставлением льгот денежных средств составила 1 551 820 руб. 80 коп.
Указанная сумма составляет разницу между суммой денежных средств, которую могло получить АО "ФПК" от реализации проездных документов, и суммой денежных средств, которую ОАО "ФПК" фактически получило от продажи проездных документов льготной категории граждан.
Как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в п.16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги без получения платы от потребителе.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в п.16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" указал, что ответчиком по делу о взыскании убытков вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При этом размер причиненных убытков полностью подтвержден материалами дела, в частности данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" и купонами кассира, и не оспорен ответчиком.
В апелляционной жалобе ответчик, со ссылкой на ст.1069 Гражданского кодекса РФ указывает, что ответственность государственных органов за причиненный вред наступает только при наличии специальных условий, а именно: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправными действиями.
Вместе с тем, обязанность государства по возмещению убытков юридических лиц в связи с реализацией проездных документов льготным категориям граждан установлена действующим законодательством.
Таким образом, основанием возникновения указанного обязательства является сам факт предоставления льгот определенным категориям граждан.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших для государственного органа основанием совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Таким образом, по смыслу ст.1064 Гражданского кодекса РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом (отсутствие противоправного деяния).
Бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по компенсации потерь в доходах перевозчика в связи с реализацией проездных документов льготным категориям граждан.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п.2 ст.9 АПК РФ).
В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Заявитель жалобы доводы истца документально не опроверг, доказательств возмещения истцу понесенных по вине ответчика убытков не представил, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы Министерства финансов РФ, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 18.09.2015.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.09.2015 по делу N А40-135158/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135158/2015
Истец: АО "Федеральная Пассажирская Компания" Северо-Западный филиал, ОАО "ФПК", ОАО "ФПК" в лице Северо-Западного филиала
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ