город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2015 г. |
дело N А32-26814/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ада-плюс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 по делу N А32-26814/2015, принятое судьёй Купреевым Д.В.,
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик
к обществу с ограниченной ответственностью "Ада-плюс",
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик (далее - территориальный отдел Роспотребнадзора, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ада-плюс" (далее - ООО "Ада-плюс", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Суд принял решение уничтожить продукцию, арестованную на основании протокола ареста товаров от 14.07.2015.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем действия общества переквалифицированы по сравнению с протоколом об административном правонарушении, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного. Мотивируя решение в части уничтожения арестованной продукции, суд сослался на запрет нахождения в обороте продукции, не имеющей маркировки.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения. Общество указало, что проверка проведена в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по истечении 20 дней с даты вынесения распоряжения на проверку, с распоряжением представителя общества ознакомили непосредственно перед началом проверки, копию распоряжения не вручили. Распоряжение на проверку вынесено без учёта предмета проверки, определенного поручением заместителя Председателя Правительства РФ Голодец О.Ю. от 18.02.2015. Согласно журналу проверок предыдущая проверка проводилась 16.12.2014, в результате которой нарушений не выявлено. В акте проверки, составленном по истечении двух дней после проверки, отражены нарушения, не зафиксированные в протоколе осмотра. О времени и месте составления акта проверки руководителю общества известно не было, в связи с чем последний лишен возможности представлять свои возражения, давать пояснения и пользоваться квалифицированной юридической помощью. Протокол об административном правонарушении также составлен по истечении двух суток с даты проверки. О времени и месте составления протокола руководитель общества также не был извещен. Кроме того, общество указывает, что по делу, рассмотренному Геленджикским городским судом N 5-1109/15, производство прекращено в связи с отсутствием в действиях директора общества состава вмененного ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ. Судебный акт городского суда вступил в законную силу. По двум другим делам принято аналогичное решение, однако судебные акты еще не вступили в законную силу. Вместе с тем арестованная продукция находилась во время проверки на складе на хранении после поступления на предприятие торговли и не предназначалась для реализации. Данная продукция проходит в обществе проверку качества, обработку, сортировку, упаковку и маркировку, после чего передается на реализацию. ООО "Ада плюс" является сертифицированным производителем, что подтверждается представленными в материалы дела декларациями о соответствии продукции требованиям технического регламента. Также общество считает, что вмененное правонарушение является малозначительным в связи с отсутствием высокой степени общественной опасности.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.07.2015 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик на основании распоряжения от 22.06.2015 N 298р-18-2015 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Ада-плюс", расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Тельмана, 146.
По результатам проверки выявлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Ада-плюс" требований части 1, 4 статьи 5, частей 7, 9, 13 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", статей 3 - 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", выразившееся в хранении пищевой продукции в отсутствие маркировки.
По факту выявленного правонарушения 16.07.2015 главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43, частью 3 статьи 23.1, статьей 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ,
услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии со статьей 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее -наименование и место нахождения импортера);
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 7 части 4.12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, предусмотренная частью 4.2 настоящей статьи, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что на предприятии оптовой торговли, расположенном по адресу: г. Геленджик, ул. Тельмана, 146, принадлежащем обществу, в холодильной камере хранилась плодоовощная продукция в отсутствие маркировочных ярлыков.
Факт выявленного нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра, протоколом ареста товаров, актом проверки, фотоматериалами.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований технического регламента к маркировке продукции.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
При этом суд правильно исключил возможность квалификации вменяемого обществу противоправного деяния по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ ввиду отсутствия доказательств возникновения вследствие допущенных нарушений угрозы жизни и здоровью людей, учитывая представленные в материалы дела документы о качестве продукции, явившейся предметом правонарушения.
Доводы общества о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку продукция не находилась на реализации, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 ТР ТС 022/2011 настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
Согласно статье 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
При этом под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий понимается купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.
Согласно материалам дела обществом осуществлялось хранение пищевой продукции в отсутствие обязательной маркировки, предусмотренной вышеуказанным техническим регламентом. Таким образом, в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оценив доводы заявителя о нарушении порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд установил следующее.
Согласно материалам дела проверка проводилась на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 22.06.2015 N 298р-18-2015, срок проведения проверки согласно распоряжению - 20 рабочих дней, окончание проверки - не позднее 23.07.2015. Согласно протоколу осмотра проверка проведена 14.07.2015, то есть в пределах срока, указанного в распоряжении. С распоряжением ознакомлен лично директор общества, о чем свидетельствует его подпись в распоряжении (том 1, л.д. 7 - 8).
Распоряжение вынесено на основании приказа руководителя Роспотребнадзора от 25.02.2015 N 128. Пунктом 1 приказа от 25.02.2015 N 128 установлено организовать проведение проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских оздоровительных лагерей, принимающих участие в организации проживания, оказания услуг общественного питания, производства и реализации пищевых продуктов, организации питьевого режима, услуг по перевозке организованных групп детей к местам отдыха и оздоровления и обратно, проверка которых не предусмотрена сводным планом проведения плановых проверок на 2015 год (том 1, л.д. 9).
В свою очередь приказ издан в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ от 18.02.2015 N ОГ-П12-1016, которым поручено провести в 2015 году проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских оздоровительных лагерей, не предусмотренные планом проведения плановых проверок на 2015 год (том 1, л.д. 185).
Письмом начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 20.05.2015 N 47-1363/15-01-77 начальнику территориального отдела Роспотребнадзора направлен реестр поставщиков продуктов питания в лагеря дневного пребывания, а также лагеря труда и отдыха дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, в котором значится ООО "Ада-плюс", как поставщик овощей и фруктов в муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения основные общеобразовательные школы NN 9, 10, 19, 20, 21, 24 (том 1, л.д. 12 - 13).
Таким образом, судом не принимаются доводы общества об отсутствии основания для проведения проверки.
При этом суд учитывает, что нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не регулируют порядок привлечения к административной ответственности. При этом общество не представило доказательств того, что при проверке были допущены какие-либо существенные нарушения, не позволившие всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Протокол осмотра составлен в присутствии директора общества, о чем свидетельствует его подписи в протоколе осмотра (том 1, л.д. 14 - 17).
Арест товаров также произведен в присутствии законного представителя юридического лица (том 1, л.д. 18 - 19).
Акт проверки от 16.07.2015 N 321 и протокол об административном правонарушении от 16.07.2015 N 023529 составлен в отсутствие законного представителя общества. Уведомление о необходимости явки 16.07.2015 для составления протокола получено директором общества лично 14.07.2015 (том 1, л.д. 22).
Несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является существенным нарушением, влекущим отмену оспариваемого постановления, при условии, что протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Таким образом, судом не установлено процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 октября 2015 года по делу N А32-26814/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26814/2015
Истец: РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик, Управление Роспотребнадзора по КК в г. Геленджик
Ответчик: ООО "АДА ПЛЮС"
Третье лицо: ООО "Ада Плюс"