г. Москва |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А41-54395/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Боровиковой С.В., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Каменецкой Я.Д.,
при участии в заседании:
от истца, Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН: 7725131814, ОГРН: 1025005245055): Воловик А.Ю. - представитель по доверенности от 12.01.2015 N 4,
от ответчиков:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 1097746296977): представитель не явился, извещен,
от Комитета по управлению имуществом Администрации Талдомского муниципального района (ИНН: 5078007586, ОГРН: 1025007832090): представитель не явился, извещен,
от третьих лиц:
от акционерного общества "Мосстроймеханизация-5" (ИНН: 7714025229, ОГРН: 1027700092090): представитель не явился, извещен,
от Министерства строительного комплекса Московской области (ИНН: 5000001589, ОГРН: 1037739058653): представитель не явился, извещен,
от Государственного казенного учреждения Московской области "Управление капитального строительства" (ИНН: 7710254612, ОГРН: 1037739638540): представитель не явился, извещен,
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН: 5024129468, ОГРН: 1125024004918): Присакарь А.А. - представитель по доверенности от 25.12.2014 N 26Дов-493,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2015 года по делу N А41-54395/15, принятое судьей Капаевым Д.Ю., по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Талдомского муниципального района о признании права собственности, при участии в деле третьих лиц: закрытого акционерного общества "Мосстроймеханизация-5", Министерства строительного комплекса Московской области, Государственного казенного учреждения Московской области "Управление капитального строительства", Комитета лесного хозяйства Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области), Комитету по управлению имуществом Администрации Талдомского муниципального района (далее - КУИ Администрации Талдомского муниципального района), при участии деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "Мосстроймеханизация-5" (далее - ЗАО "Мосстроймеханизация-5"), Министерства строительного комплекса Московской области (далее - Минмособлстрой), Государственного казенного учреждения Московской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ МО УКС), Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Мособлкомлес), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), о признании права собственности на гидротехническое сооружение, площадью застройки 108 335 кв.м. по адресу: Московская область, Талдомский район, юго-восточнее деревни Воргаш, с кадастровым номером 50:01:0040321:27 (т. 1 л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.10.2015 по делу N А41-54395/15 в удовлетворении иска отказано (т. 1 л.д. 155-156).
Не согласившись с решением суда, Минмособлимущество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением норм материального и процессуального права (т. 2 л.д. 9-12).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители истца и Мособлкомлес поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков, ЗАО "Мосстроймеханизация-5", Минмособлстрой, ГКУ МО УКС, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2015 года по делу N А41-54395/15 подлежит отмене, заявленные исковые требования - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (с изменениями от 04.07.2012 N878/22), для решения вопросов по предупреждению торфяных пожаров предусматривается подготовка 34 комплектов проектной и рабочей документации и строительство 46 комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфяников, в том числе межевание земельных участков, разработка проектов освоения лесов и техническая инвентаризация завершенных строительством ГТС.
Для оптимизации работы по строительству гидротехнических сооружений, функции по выполнению отдельных полномочий заказчика были переданы ГКУ МО УКС распоряжениями Минмособлстроя N 7 от 14.03.2011, N 26 от 26.05.2011, N 53 от 19.09.2011.
15 мая 2012 года между Минмособлстрой (государственный заказчик) и ЗАО "Мосстроймеханизация-5" (исполнитель) заключен государственный контракт N Э/ПИР-Т/2, по условиям которого государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на выполнение инженерных изысканий и подготовки проектной (в том числе сметной) и рабочей документации на строительство объекта: "Комплекс гидротехнических сооружений для обводнения торфяного участка юго-восточнее д. Воргаш, Талдомский муниципальный район, предусмотренных постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (т. 1 л.д. 63-67).
Стороны выполнили обязательства по контракту, что подтверждается актом от 11.03.2013 о результатах реализации государственного контракта N Э/ПИР-Т/2 от 15.05.2012, подписанным государственным заказчиком и исполнителем (т. 1 л.д. 71).
17 октября 2012 года для строительства гидротехнических сооружений для обводнения торфяных земель между Мособлкомлес (комитет) и ГКУ МО УКС (пользователь) заключен договор безвозмездного срочного пользования лесными участками N БСП-50-0003-05-12-18 (т. 1 л.д. 7-15).
14 декабря 2012 года Администрацией Талдомского муниципального района выдано разрешение на строительство N RU 50519303-59 (т. 1 л.д. 77).
24 декабря 2012 года Минмособлстрой (государственный заказчик) и ЗАО "Мосстроймеханизация-5" (исполнитель) заключен государственный контракт N Э/Стр-Т2, по условиям которого государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта: "Комплекс гидротехнических сооружений для обводнения торфяного участка юго-восточнее д. Воргаш, Талдомский муниципальный район, предусмотренных постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (т. 1 л.д. 56-61).
Стороны выполнили обязательства по вышеуказанному контракту, что подтверждается актом от 13.12.2013 о результатах реализации государственного контракта N Э/Стр-Т2 от 24 декабря 2012 года, подписанным государственным заказчиком и исполнителем (т. 1 л.д. 73-74). В соответствии с пунктом 2 указанного акта, право собственности на объект в размере 100% принадлежит Московской области.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 50519303-48 от 13 декабря 2013 года объект завершен строительством и принят в эксплуатацию (т. 1 л.д. 78-80).
Согласно кадастровому паспорту сооружения от 14.10.2014 N МО-14/ЗВ-1655863 объекту присвоен кадастровый номер 50:01:0040321:27, площадь застройки 108 335 кв.м., расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:01:0040321:13, 50:01:0040321:14, 50:01:0040321:15, 50:01:0040321:16, 50:01:0040321:17, 50:01:0040321:18, 50:01:0040321:21, 50:01:0040321:23, 50:01:0040321:26, 50:01:0040321:12, 50:01:0000000:10124 (т. 1 л.д. 75-76).
В соответствии с сообщением управления Росреестра по Московской области от 23.12.2014 за N 00/001/2014-11524 истцу отказано в государственной регистрации права собственности Московской области на комплекс гидротехнических сооружений в связи с тем, что невозможно идентифицировать земельные участки, в пределах которых он расположен (т. 1 л.д. 102-104).
Полагая, что спорный объект принадлежит на праве собственности Московскем области, однако отсутствует возможность регистрации перехода права собственности на него в административном порядке в связи с отказом управлением Росреестра по Московской области, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая Минмособлимуществу в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/20 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При этом в соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела следует, что 24.12.2012 между Минмособлстрой (государственный заказчик) и ЗАО "Мосстроймеханизация-5" (исполнитель) был заключен государственный контракт N Э/Стр-Т2 по строительству объекта "Комплекс гидротехнических сооружений для обводнения торфяного участка юго-восточнее д. Воргаш, Талдомский муниципальный район".
Стороны выполнили обязательства по контракту и 13.12.2013 сторонами был подписан двухсторонний акт о результатах реализации государственного контракта N Э/Стр-Т2 от 24 декабря 2012 года, (т. 1 л.д. 73-74). Объект завершен строительством и принят в эксплуатацию 13 декабря 2013 года на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 50519303-48 (т. 1 л.д. 78-80).
В соответствии с п. 3 акта о результатах реализации государственного контракта от 13.12.2013, право собственности на объект принадлежит Московской области в размере 100%.
Как следует из материалов дела, единственным препятствием для государственной регистрации права собственности является невозможность идентифицировать земельный участок, на котором расположен ГТС, а также и то, что при строительстве ГТС соблюдена совокупность всех юридических фактов, необходимых для возникновения права на объект недвижимости.
Между тем, Постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (с изменениями от 04.07.2012 N 878/22), для решения вопросов по предупреждению торфяных пожаров предусматривается подготовка 34 комплектов проектной и рабочей документации и строительство 46 комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфяников, в том числе межевание земельных участков, разработка проектов освоения лесов и техническая инвентаризация завершенных строительством ГТС, что будет лишь способствовать предотвращению возможных крупных торфяных и лесоторфяных пожаров, что соответствует публичным интересам.
На основании изложенного, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом оценки представленных документов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2015 года по делу N А41-54395/15 подлежит отмене, заявленные исковые требования - удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2015 года по делу N А41-54395/15 отменить.
Признать право собственности Московской области на сооружение, назначение гидротехническое, площадь застройки 108335 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Талдомский район, юго-восточнее деревни Воргаш, с кадастровым номером 50:01:0040321:27.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54395/2015
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Комитет по имуществу и земельным отношениям Талдомского муниципального района, Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области "Управление капитального строительства", ЗАО "Мосстроймеханизация-5", Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области