г. Пермь |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А60-18241/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчиков - представители не явились,
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Качканарского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 сентября 2015 года
по делу N А60-18241/2015,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по заявлению Администрации Качканарского городского округа
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Качканарский отдел), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области
третьи лица: ООО "Газпром Центрремонт" (ОГРН 1085050006766, ИНН 5050073540), Департамент лесного хозяйства по Свердловской области
о признании результатов межевания земельного участка недействительными и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
установил:
Администрация Качканарского городского округа (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Качканарский отдел), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области (ответчики) о признании недействительными результатов межевания земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Качканарский городской округ, примыкающего к южной границе города Качканара, кадастровый номер квартала 66:48:0401001, с разрешенным использованием - строительство блок-бокса с антенной связи объекта: "Реконструкция средств телемеханизации систем магистральных газопроводов ООО "Тюментрансгаз" (Свердловская область)", относящегося к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 1295 кв.м, о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 66:48:0401001:435, площадью 1295 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Качканарский городской округ, примыкает к южной границе города Качканар.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром Центрремонт", Департамент лесного хозяйства по Свердловской области
Решением суда от 21.09.2015 (резолютивная часть от 15.09.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 21.09.2015 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что фактически земельный участок с кадастровым номером 66:48:0401001:435 расположен на землях лесного фонда и предоставлен в аренду ОАО "Газпром" по договору от 18.04.2012 N 28/123, что подтверждено при сопоставлении данных государственного кадастра недвижимости и сведений государственного лесного реестра. Заявитель указывает, что постановление от 31.03.2011 N 330 было признано утратившим силу. Считает, что поскольку порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не урегулирован, по аналогии подлежат применению положения ч.2 ст.25 Закона о государственном кадастре недвижимости. Наличие в государственном кадастре сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:48:0401001:435 создает риск его незаконного отчуждения для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Третье лицо доводы апелляционной жалобы поддерживает, указывает, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о незаконно сформированном на землях государственного лесного фонда земельном участке с кадастровым номером 66:48:0401001:435 нарушает нормы действующего законодательства о разграничении категорий земельных участков и невозможности наложения их границ, а также создает риск незаконного отчуждения лесных площадей третьим лицам для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Другими лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Качканарского городского округа от 28.02.2011 N 225 ООО "Газпром" было разрешено формирование земельных участков, общей площадью 3 928 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под строительство объекта: "Реконструкция средств телемеханизации систем магистральных газопроводов ООО"Тюментрансгаз" (Свердловская область)", расположенных в границах территории Качканарского городского округа: земельного участка, примыкающего к южной границе города Качканар, для строительства и последующей эксплуатации блок - бокса с антенной связи, ориентировочной площадью 1 294 кв.м; земельного участка, примыкающего к южной границе города Качканар, для строительства кабеля телемеханики, ориентировочной площадью 2 207 кв.м; земельного участка, примыкающего к южной границе города Качканар, для временного размещения строителей, ориентировочной площадью 427 кв.м; с предварительным согласованием места размещения объектов.
Постановлением Администрации Качканарского городского округа от 21.03.2011 N 330 утверждена схема расположения земельного участка, общей площадью 1 295 кв.м.
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: Свердловская область, Качканарский городской округ, примыкает к южной границе г. Качканар, был подготовлен межевой план земельного участка от 12.04.2011 N 838, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 66:48:0401001:435, площадью 1295 кв.м.
02.03.2015 ООО "Газпром Центрремонт" обратилось в Администрацию Качканарского городского округа с заявлением о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:48:0401001:435 фактически расположен на землях лесного фонда и предоставлен Департаментом лесного хозяйства по Свердловской области из земель лесного фонда в аренду ОАО "Газпром" по договору от 18.04.2012 N 28/12-з.
Постановлением Администрации Качканарского городского округа от 30.03.2015 N 369 в целях устранения технической ошибки признанно утратившим силу постановление Постановлением Администрации Качканарского городского округа от 21.03.2011 N 330 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в границах Качканарского городского округа, примыкающего к южной границе города Качканара".
Ссылаясь на то, что результаты межевания являются недействительными, земельный участок необходимо снять с кадастрового учета, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера частью 2 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок не является временным либо преобразуемым. В связи с чем, возможность снятия его с кадастрового учета Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно частям 2, 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно указанным нормам права кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав в гражданском обороте. Кадастровый учет земельного участка не порождает в отношении его прав и обязанностей.
Кроме того, ст. 20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" или иная норма не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является.
Как правомерно указано судом первой инстанции с заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если указанному органу переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда (п.3 ст. 20 "О государственном кадастре недвижимости").
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 21.09.2015 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2015 года по делу N А60-18241/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18241/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КАЧКАНАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филила по Свердловской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Газпром Центрремонт"