г. Вологда |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А05-6464/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области Гунькиной Н.С. по доверенности от 13.07.2015, от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Гунькиной Н.С. по доверенности от 11.09.2015, Корзун Н.Ф. по доверенности от 11.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Плесецкий район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2015 года по делу N А05-6464/2015 (судья Шишова Л.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Плесецкий район" (место нахождения: 164260, Архангельская обл., рп. Плесецк, ул. Ленина, д. 33; ОГРН 1022901466565, ИНН 2920000132, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 14; ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831, далее - Управление Росприроднадзора по Архангельской области) включить в государственный реестр объектов размещения отходов объект размещения отходов "Полигон твердых бытовых отходов", расположенный по адресу: Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, 4 км по автодороге Плесецк-Конево и обязать ответчика передать информацию, направленную заявителем письмами от 16.01.2015 N 01-24/64, от 05.02.2015 N 02-10/82, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для разрешения вопроса о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (с учетом уточнения субъектного состава лиц участвующих в деле и исковых требований).
Решением суда от 28 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Свалка твердых отходов (полигон ТБО) как объект действует с 1979 года, что подтверждается: актом выбора территории для строительства поселковой свалки от 25.08.1978; актом технического обследования лесных площадей испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 25.08.1978; решением Исполнительного комитета Плесецкого районного совета народных депутатов на право пользования землей Плесецкому поселковому Совету народных депутатов на участок 5 гектар под поселковую свалку. Изначально объект размещения отходов по имеющейся документации назывался свалкой ТБО, затем после проведения реконструкции - полигоном ТБО. На сегодняшний день имеется экологическое заключение по проекту на строительство полигона ТБО от 21.02.1994 N 692, выданное Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов с небольшими и вполне устранимыми замечаниями. Гидрогеологическое заключение от 21.07.1993 говорит о том, что для защиты продуктивного водоносного комплекса от загрязнения участок свалки обустроен (создано искусственное водонепроницаемое основание в виде глинистой подушки мощностью 1,17 м, выполнена обваловка по периметру площадки). Не включение полигона в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) приведет к неизбежным негативным последствиям: массовому несанкционированному вывозу мусора в ближайший лес, на территории поселений; бюджетные организации не получат документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что приведет к административному правонарушению; плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов бюджетных организаций (школ, ведомств) и субъектов малого и среднего предпринимательства будет начисляться с повышающим 5-ти кратным коэффициентом, что явится одним из основных сдерживающих факторов развития бизнеса в районе.
Ответчики в отзывах на жалобу и представители в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апеллянт надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.04.2014 за Муниципальным образованием "Плесецкий муниципальный район" зарегистрировано право собственности на объект - полигон твердых бытовых отходов, место нахождения: Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, 4 км по автодороге Плесецк-Конево (т.1, л.24).
Основанием для регистрации являлись заключение по отводу земельного участка под строительство от 28.03.2001 N 23 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.10.2008 N RU-29522000-15 (т.1, л.36-38).
Администрация провела инвентаризацию полигона твердых бытовых и 20.01.2015 с сопроводительным письмом от 16.01.2015 N 01-24/64 направила в Управление Росприроднадзора по Архангельской области документы для решения вопроса о включении Полигона ТБО в ГРОРО (характеристику объекта размещения отходов (ОРО) Полигон ТБО по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году, копию свидетельства о государственной регистрации права 29-АЛ 050469 от 16.04.2014, копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU-29522000-15).
Письмом от 23.01.2015 N 07-22/о444 Управление Росприроднадзора по Архангельской области, рассмотрев характеристику объекта размещении отходов (далее - ОРО), сообщило о том, что информация представлена Администрацией с нарушением требований Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, поскольку в сроке 5 не указан правоустанавливающий документ, в строке 11 не по всем отходам указаны их коды согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (пункт 1 письма). Кроме того, в письме было указано, что отсутствие проектной документации на строительство ОРО не позволяет его включить в ГРОРО на основании пункта 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (пункт 2 письма).
Администрация 16.02.2015 направила в Управление Росприроднадзора по Архангельской области исправленную характеристику ОРО Полигон ТБО для решения вопроса о включении указанного объекта в ГРОРО.
В письме от 24.02.2015 N 07-22/о1300 Управление Росприроднадзора по Архангельской области сообщило Администрации о том, что замечания по пункту 1 письма от 23.01.2015 N 07-22/о444 сняты, вместе с тем, отсутствие проектной документации на строительство ОРО не позволяет его включить в ГРОРО (т.1, л.20).
Полагая, что отказ во включении Полигона ТБО в ГРОРО является необоснованным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 года N 780 (далее - Указ N 780) функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
При передаче функций в области обращения отходов от Ростехнадзора к Росприроднадзору Указом Президента Российской Федерации поручалось Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по реализации данного Указа (пункт 5 Указа N 780).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 года N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Минприроды Российской Федерации и Ростехнадзору поручено выполнить Указ N 780.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Порядок ведения ГРОРО) и вступил в силу 01.08.2014.
С указанной даты Росприроднадзор приступил к ведению ГРОРО, что закреплено пунктом 5.5.11 Положения о государственной службе в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (с дополнениями и изменениями).
Согласно пункту 16 Порядка ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Порядка ведения ГРОРО предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520) (далее - Правила).
В свою очередь Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (пункт 1 Правил).
В пункте 19 Порядка ведения ГРОРО указано, что территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
В соответствии с пунктом 20 Порядка ведения ГРОРО Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
Таким образом, функция включения объектов размещения отходов в ГРОРО к полномочиям Управления Росприроднадзора по Архангельской области не относится. Управление уполномочено на проверку сведений об объекте размещения отходов на предмет соответствия действующему законодательству. В случае соответствия такого объекта требованиям законодательства, территориальный орган Росприроднадзора направляет указанные сведения в Росприроднадзор, который в свою очередь уполномочен на внесения сведений об объекте в ГРОРО.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ указано, что объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другие) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно пункту 4.11 ГОСТ 3072-2001 под объектом размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища другие сооружения, оборудованные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Согласно пункту 1.1 СниП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию" (далее СниП 2.01.28-85) полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.09.2014 N 05-12-44/20156, помимо требований к ОРО, установленных статьей 12 Закона об отходах, также необходимо учитывать требования, предъявляемые к ОРО как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также требования природоохранного законодательства.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.
При этом требование по наличию положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, неприменимо в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть в период с 01.01.2007 до 11.01.2009.
Согласно абзацу 5 статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Росприроднадзора по Архангельской области проведен анализ информации, поступившей из администрации и от организации эксплуатирующей ОРО - ООО "Спецавтосервис" установлено, что устройство объекта размещения отходов на земельном участке в п. Плесецк, 4 км по автодороге Плесецк-Конево отсутствует.
Так, в составе представленных истцом документов имеется отрицательное заключение государственной экологической экспертизы по проекту на строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Плесецк Архангельской области от 21.02.1994 N 692 (т.1, л.53-54).
Согласно указанному документу в проекте не были указаны уклоны дна полигона по стволу дренажных канав, не подтверждена полезная емкость дренажных колодцев, не разработан проект рекультивации старого полигона, в связи с чем, он должен был быть доработан и рассмотрен повторно.
Документального подтверждения того, что замечания по проекту были устранены, в материалах дела не имеется.
Кроме того, из заключения усматривается, что расчетный срок эксплуатации полигона был установлен - 15 лет, т.е. с учетом даты экспертного заключения до 2009 года.
Иных заключений государственной экологической экспертизы по проекту строительства полигона в материалы дела не представлено.
В силу изложенных обстоятельств, апелляционная инстанция соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что оснований для включения в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов "Полигон твердых бытовых отходов", расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Плесецк, 4 км по автодороге Плесецк-Конево в настоящий момент не имеется.
При этом, как правомерно указано судом, после устранения выявленных нарушений истец не лишен возможности повторно обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с соответствующим заявлением.
Принимая во внимание совокупность указанных обстоятельств, апелляционный суд не находит бесспорных, предусмотренных законом оснований для переоценки оспариваемых выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы, доводы которой не нашли своего безусловного подтверждения в материалах дела.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2015 года по делу N А05-6464/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Плесецкий район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6464/2015
Истец: Российская Федерация администрация муниципального образования "Плесецкий район" Архангельская область
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области
Третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)