Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2016 г. N Ф09-427/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А60-35957/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Варакса Н. В., Васевой Е. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т. С.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Янченок Рудольфа Викторовича (ОГРНИП 304667335800263, ИНН 666300669302): Ширяев В. М., паспорт, доверенность от 31.03.2015;
от заинтересованного лица Екатеринбургской таможни (ОГРН 1036604386411, ИНН 6662022335): Тарасова Л. Н., удостоверение, доверенность от 12.01.2015; Поварова М. С., удостоверение, доверенность от 12.01.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Янченок Рудольфа Викторовича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 октября 2015 года по делу N А60-35957/2015,
принятое судьей Киреевым П. Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Янченок Рудольфа Викторовича
к Екатеринбургской таможне,
о признании незаконными действий,
установил:
Индивидуальный предприниматель Янченок Рудольф Викторович обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Екатеринбургской таможне о признании незаконными действий по истребованию документов и сведений на основании требования от 22.05.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 01.10.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции, о несоответствии действий таможенного органа таможенному законодательству; возлагающих на предпринимателя обязанность по запросу документов и сведений у комитентов относительно реализуемых предпринимателем товаров. По мнению заявителя, документация и иные сведения, относительно реализуемого им товара, должна быть запрошена у собственников данного товара. Также заявитель указывает на то, что неисполнение требования хотя бы в части, в виде фактического представления документов и сведений, повлечет негативные последствия для предпринимателя в виде административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Таможенный орган письменного отзыва на жалобу не представил. Присутствовавшие в судебном заседании представители таможни, против доводов жалобы возражали; просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.02.2015 в таможню из Уральской оперативной таможни поступила информация о нарушении индивидуальным предпринимателем Бутерус О. Р. требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части заявления недостоверных сведений в отношении товаров - "изделия меховые женские из шкурок норки", продекларированных в зоне деятельности Кольцовской таможни в период с 26.09.2012 по 08.08.2013. По сведениям Уральской оперативной таможни, упомянутые товары реализуются, в частности, в магазине "Меховая ярмарка", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 60.
В целях проверки поступивших сведений начальником таможни Пушкаревой Е. В. принято решение о проведения таможенного осмотра помещений и территорий, на которых ИП Бутерус О. Р. осуществляет реализацию названных товаров, ввезенных на территории Таможенного союза предположительно с нарушением таможенного законодательства, в частности, в упомянутом магазине, принадлежащем предпринимателю Янченок Р. В.
На основании решения Екатеринбургской таможни N 10502000/4000/1002/Р0016 от 10.02.2015 в отношении Индивидуального предпринимателя Янченок Рудольф Викторович назначена проверка на предмет соблюдения требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров - изделия из кожи и меха, реализуемых в зоне деятельности Екатеринбургской таможни за период с 01.01.2013 по настоящее время.
В рамках проводимой проверки должностными лицами Екатеринбургской таможни, проведен таможенный осмотр магазина "Меховая ярмарка", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова 60, в ходе которой установлено наличие товаров (верхняя одежда из натурального меха) иностранного производства, в результате чего, составлены акты таможенного осмотра помещений и территорий от 10.02.2015 N 10502000/400/100215/А0013.
10.02.2015 на основании служебной записки о результатах таможенного осмотра помещений и территорий упомянутого магазина начальником таможни принято решение N 10502000/400/100215/Р16 о проведении выездной таможенной проверки. В этот же день должностным лицом таможенного органа вынесено постановление о наложении ареста на товары, мотивированное тем, что отсутствуют коммерческие документы на осмотренные товары.
22.05.2015 в рамках проверки таможенным органом вынесено требование, согласно которому, в срок до 05.06.2015 индивидуальному предпринимателю с целью подтверждения таможенного декларирования товаров, арестованных 10.02.2015 в ходе выездной таможенной проверки, предложено запросить у комитентов (по договорам комиссии) по оприходованию товаров, сведения о таможенном декларировании на территории таможенного союза и представить данные сведения. В соответствии с п. 2 указанного требования в случае отсутствия запрашиваемых документов или невозможности их представления в установленных срок представить пояснения.
Полагая, что действия должностных лиц по истребованию документов и сведений на основании требования от 22.05.2015 не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, ИП Янченок Р. В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный контроль проводится в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.
Формы таможенного контроля установлены статьей 110 ТК ТС и включают: 1) проверку документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) таможенный осмотр помещений и территорий; 10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверку системы учета товаров и отчетности; 12) таможенную проверку.
В силу с п. 1 ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах; таможенные орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок для их представления, который должен быть достаточным для предоставления запрашиваемых документов и сведений (п. 2 ст. 98 ТК ТС).
Пунктом 4 статьи 98 ТК ТС установлено, что в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В соответствии с п. 1 статьи 134 ТК ТС должностное лицо таможенного органа при проведении таможенной проверки имеет право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.
Согласно п. 12 ст. 4 ТК ТС коммерческими документами считаются: счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза.
Суд первой инстанции, проанализировав совокупность вышеприведенных положений, пришел к выводу о том, что поскольку предприниматель являлся проверяемым лицом, таможенным органом правомерно, в пределах своих полномочий запрашивались у последнего необходимые для проверки документы и сведения, при этом, судом также принято во внимание, что, исходя из совокупности пунктов 1 и 2 требования, запрос документов и сведений, относительно реализуемых товаров предпринимателем у собственников этих товаров, является предлагаемым способом исполнения требования, поскольку, согласно п. 2 требования, по факту отсутствия запрашиваемых документов или невозможности их представления предпринимателю предложено дать пояснения, в связи с чем, оспариваемые действия не нарушают прав и законны интересов заявителя.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у апелляционного суда сомнений в их законности и обоснованности. Оснований для их переоценки по приведенным в жалобе доводам, являющимся аналогичными изложенным суду первой инстанции, апелляционный суд не усматривает.
Из материалов дела усматривается, судом из пояснений представителя таможни установлено, что предпринимателем 05.06.2015, 24.06.2015, 01.07.2015, 08.07.2015 в таможенный орган представлены имеющиеся документы, в части не представленных документов и сведений заявителем даны пояснения относительно невозможности их представления; требование признано таможней исполненным в полном объеме; каких-либо правовых последствий, которые бы повлекли нарушение законных прав заявителя ввиду отсутствия возможности предоставления предпринимателем запрошенных документов и сведений, таможенным органом не инициировано.
Апелляционный суд, принимая во внимание наличие у таможенного органа полномочий на вынесение спорного требования о предоставлении сведений, пояснений о невозможности их представить от проверяемого лица в отношении проверяемого товара, и, как следствие, отсутствие нарушения оспариваемыми действиями законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, доводы, направленные на переоценку обстоятельств дела, а именно, о незаконности оспариваемых действий таможни в ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции не подтвердились.
Суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных в ст. 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки апелляционный суд не усматривает.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению N 88 от 20.10.2015 государственная пошлина в размере 2 850 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2015 года по делу N А60-35957/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Янченок Рудольфа Викторовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Янченок Рудольфу Викторовичу из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 88 от 20.10.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35957/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2016 г. N Ф09-427/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ип Янченок Рудольф Викторович
Ответчик: Екатеринбургская таможня