город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2015 г. |
дело N А32-11279/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от истца - Элизбарова Татьяна Николаевна по доверенности от 30.09.2015,
от МУП Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети"- Лысов Владимир Юрьевич по доверенности от 21.09.2015,
от муниципального образования Лабинское городское поселение - Переходько Андрей Викторович по доверенности от 04.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2015 по делу N А32-11279/2015, принятое в составе судьи Тамахина А.В.,
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к муниципальному унитарному предприятию Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети",
муниципальному образованию Лабинское городское поселение Краснодарского края
при участии третьих лиц: государственного коррекционного образовательного учреждения "Детский дом г. Лабинска",
Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края
об истребовании имущества из чужого незаконного владения
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" и муниципальному образованию Лабинское городское поселение Краснодарского края об истребовании из незаконного владения МУП "Тепловые сети" котельной, общей площадью 97,6 кв.м., расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Красноармейская, 14/1, путем обязания передать ее по акту приема-передачи ГКОУ "Детский дом г. Лабинска".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2015 в удовлетворении иска отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции, просил его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с абзацем 20 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности, на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Согласно абзацу 31 части 11 названной статьи право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, определяемой указанными в части 11 этого закона решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 (абзац 33 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ). В целях реализации федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае, 28.10.2005 главой администрации Краснодарского края издано распоряжение N 912-р "Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе". Указанным распоряжением утвержден перечень муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе, в который вошло муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -детский дом г. Лабинска. В п. 3 распоряжения N 912-р установлено, что право государственной собственности Краснодарского края на муниципальные образовательные учреждения, указанные в пункте 1 настоящего Распоряжения, возникает с момента подписания актов приема-передачи муниципальных образовательных учреждений. Передача муниципального учреждения в государственную собственность Краснодарского края подтверждается актом приема-передачи от 29.12.2005 года, в котором под номером "6" указан объект "хоз.корпус, состоящий из котельной, прачечной, гаражей и крылец", расположенный по адресу: г. Лабинск, ул. К.Маркса, N 89, лит. "Д", общей площадью 422,3 кв.м (позднее адрес сменился на ул. Делегатскую, 9/1, затем - на Красноармейскую 14/1). В силу п. 2 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Однако в процессе оформления прав на имущество учреждения выявлено, что право собственности на данную котельную 09.12.2011 зарегистрировано за муниципальным образованием Лабинским городским поселением Лабинского района (свидетельство о регистрации права от 09.12.2011 серия 23-АК N 447731). Котельная находится на балансе МУП "Тепловые сети", которое фактически владеет спорным имуществом. В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения
МУП Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" и администрация Лабинское городского поселения в отзывах апелляционную жалобу не признали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указали, что в соответствии с приложением N 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованным городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят" нежилое помещение - котельная, литер А, площадью 110,2 кв.м., инв. номер 010000029, расположенная по адресу: г.Лабинск, ул.К. Маркса, 89 было передано администрации поселения. 10.01.2007 года распоряжением начальника управления имущественных отношений муниципального образования Лабинский район N 11 "О включении имущества в Реестр муниципальной собственности Лабинского городского поселения" указанный объект был включен в Реестр муниципальной собственности Лабинского городского поселения Лабинского района. 09.12.2011 года, на основании вышеизложенных нормативных актов, администрация Лабинского городского поселения Лабинского района оформило право собственности на данную котельную - свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2011 года 23-АК 447731. В соответствии с постановлением администрации Лабинского городского поселения Лабинского района "О закреплении объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" от 28.02.2012 года N 145 указанный объект был передан МУП гор. Лабинска "Тепловые сети". Передача права хозяйственного ведения на котельную, расположенную по адресу: г. Лабинск, ул. Красноармейская 14/1, носила формальный признак, так как была направлена на исполнение закона. Указанный объект был передан МУП гор. Лабинска "Тепловые сети" в 01.12.1994 года, на основании Договора о взаимоотношениях сторон о закреплении государственного имущества Комитетом по управлению имуществом г. Лабинска и акта о передачи имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию Тепловые сети от 01.12.1994 года (в соответствии с изменениями от 01.04.1996 года акт передачи был выполнен на 01.01.1996 года). Право пользования земельным участком, по адресу: г.Лабинск, ул.К.Маркса, 89, было предоставлено нашей организации постановлением главы администрации города Лабинска Краснодарского края от 24.01.1995 г. N 116 "О предоставлении земельных участков муниципальному предприятию г. Лабинска "Тепловые сети" и оформлено государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Спорная котельная осуществляет теплоснабжение целого микрорайона города Лабинска, в который, помимо здания детского дома, входят 7 объектов социального значения: 5 многоквартирных жилых дома, расположенных по следующим адресам: г. Лабинск, ул. Турчанинова 188, г. Лабинск, ул. Турчанинова 190, г. Лабинск, ул. Турчанинова 192, г. Лабинск, ул. Турчанинова 194, г. Лабинск, ул. Делегатская 11/1; муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа N 6 муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, расположенное по адресу: г.Лабинск, ул. К. Маркса,76; муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида N 19 города Лабинска муниципального образования Лабинский район расположенное по адресу: г.Лабинск, ул. К. Маркса,72. Удовлетворение исковых требований об истребовании котельной из владения и использования теплоснабжающей организации влечет за собой срыв отопительного сезона 2015-2016 года и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. С учетом положений федерального закона N 190 - ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении" (в редакции Федерального закона N 185 - ФЗ от 02.07.2013 года) тепловая сеть представляет собой совокупность определенного количества оборудования, которое должно быть связано между собой и составлять единую технологическую цепочку. Основное назначение тепловых сетей определено законодателем как передача тепловой энергии или теплоносителя (пар, вода) от начальной точки - источника тепловой энергии до конечной точки - теплопотребляющей установки (комплекс устройств, использующих теплоту для отопления). При этом, в силу пункта 3 статьи 2 указанного закона источником тепловой энергии является устройство, предназначенное для производства тепловой энергии, в частности котельные. Котельная, как источник тепловой энергии, осуществляющая производство и подачу тепловой энергии для вышеперечисленных объектов принадлежит ответчикам фактически на праве собственности. Здание котельной, указанное в исковом заявлении, является неотъемлемой частью систем теплоснабжения и образует вместе с основным оборудованием и вспомогательным имуществом единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, то есть являются сложной вещью по смыслу статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу статьи 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", приказу Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии, топливно-энергетического комплекса", при центральном теплоснабжении котельные и тепловые сети являются единым технологическим комплексом. В данной ситуации выведение здания котельной из состава оборудования, отдельных элементов этого комплекса недопустимо, поскольку отдельные подразделения, технические установки, инженерные сети находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их неразрывность является гарантом бесперебойной работы всей целостной системы. В рассматриваемом случае котельная представляет собой сложный технологический комплекс, включающий не только здание, но и находящееся там специализированное оборудование, что свидетельствует о недопустимости отчуждения производственного оборудования котельной без здания самой котельной. Поскольку передача в собственность департамента котельной без соответствующих тепловых сетей фактически может повлечь нарушение прав граждан, проживающих в жилых домах по выше перечисленным адресам, в связи с отсутствием в пользовании ответчиков источника тепловой энергии в данном микрорайоне в зимний период. В данной ситуации передача выведение из состава котельных, отдельных элементов этого комплекса (тепловых сетей) недопустимо, поскольку отдельные подразделения, технические установки, инженерные сети находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их неразрывность является гарантом бесперебойной работы всей целостной системы. В соответствии с изложенными нормативными актами администрация Лабинского городского поселения и МУП гор. Лабинска "Тепловые сети" на законных основаниях владеют и используют спорную котельную. Кроме того, истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал.
Представители ответчиков апелляционную жалобу не признали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменении.
От ГКОУ "Детский дом г. Лабинска" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в целях реализации федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае, 28.10.2005 главой администрации Краснодарского края издано распоряжение N 912-р "Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе".
Указанным распоряжением утвержден перечень муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе, в который вошло муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -детский дом г. Лабинска.
В п. 3 распоряжения N 912-р установлено, что право государственной собственности Краснодарского края на муниципальные образовательные учреждения, указанные в пункте 1 настоящего Распоряжения, возникает с момента подписания актов приема-передачи муниципальных образовательных учреждений.
Передача муниципального учреждения в государственную собственность Краснодарского края подтверждается актом приема-передачи от 29.12.2005 года, в котором под номером "6" указан объект "хоз.корпус, состоящий из котельной, прачечной, гаражей и крылец", расположенный по адресу: г. Лабинск, ул. К.Маркса, N 89, лит. "Д", общей площадью 422,3 кв.м (позднее адрес сменился на ул. Делегатскую, 9/1, затем - на Красноармейскую 14/1).
Однако в процессе оформления прав на имущество истцом выявлено, что право собственности на данную котельную 09.12.2011 зарегистрировано за муниципальным образованием Лабинским городским поселением Лабинского района (свидетельство о регистрации права от 09.12.2011 серия 23-АК N 447731). Котельная находится на балансе МУП "Тепловые сети", которое фактически владеет спорным имуществом.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с приложением N 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованным городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят" в перечень передаваемого имущества входит нежилое помещение - котельная, литер А, площадью 110,2 кв. м, инв. номер 010000029, расположенная по адресу: г. Лабинск, ул. К. Маркса 89, которое передано администрации Лабинского городского поселения 10.01.2007 года распоряжением начальника управления имущественных отношений муниципального образования Лабинский район N 11 "О включении имущества в реестр муниципальной собственности Лабинского городского поселения" и включено в реестр муниципальной собственности Лабинского городского поселения Лабинского района.
09.12.2011 года, на основании вышеизложенных нормативных актов, администрация Лабинского городского поселения Лабинского района оформила право собственности на данную котельную - свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2011 года 23-АК 447731.
В соответствии с постановлением администрации Лабинского городского поселения Лабинского района "О закреплении объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" от 28.02.2012 года N 145 указанный объект был передан МУП гор. Лабинска "Тепловые сети".
Исходя из изложенного, спорная котельная передана во владение ответчиков по воле собственника на основании Закона Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованным городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят", следовательно истец не доказал факт незаконного владения ответчиками спорным имуществом, что является основанием для отказа в удовлетворении виндикационного иска.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2015 по делу N А32-11279/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11279/2015
Истец: Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Администрация МО Лабинское городское поселение, Муниципальное образование Лабинское городское поселение Краснодарского края, МУП Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети"
Третье лицо: Государственное коррекционное образовательное учреждение "Детский дом г. Лабинска", ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г. Лабинска, Министерство социального развития и семейной политики КК, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края