г. Москва |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А40-65072/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Цымбаренко И.Б., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2015 по делу N А40-65072/2015 судьи Рыбина Д.С. (176-512)
по заявлению ООО "Виктория - XXI" (ОГРН 1027730006930)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Белоногова М.С. по дов. от 08.04.2015 N 08/2015;
от ответчика: Обижаева О.А. по дов. от 30.12.2014 N 26023/2014;
от третьего лица: Титова А.А. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-935/14.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2015 удовлетворено заявление ООО "Виктория - XXI" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене решения Управления Росреестра по Москве, оформленное сообщением от 23.01.2015 N 06/005/2014-437 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 14.11.2013 N И-06-000376 в отношении земельного участка площадью 3.900 кв.м с кадастровым номером 77:06:0007001:123, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, вл.2.
На Управление Росреестра по Москве судом первой инстанции возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Виктория-ХХI" путем государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 14.11.2013 N И-06-000376 в отношении земельного участка площадью 3.900 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0007001:123, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, вл.2, в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что предоставление земельного участка для целей строительства объекта торговли должно было осуществляться на торгах, ссылается на п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве". Также указывает, что фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию данного объекта недвижимого существа, что противоречит действующему законодательству.
Представитель Управления Росреестра по Москве в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы поддержал правовую позицию Управления Росреестра по Москве.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель 28.08.2014 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением вх. N 77-77-06/005/2014-437 о государственной регистрации договора земельного участка для целей капитального строительства от 14.11.2013 N И-06-000376 в отношении земельного участка площадью 3.900 кв.м с кадастровым номером 77:06:0007001:123, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, вл.2.
Рассмотрев указанное заявление и предоставленные на регистрацию документы, Управление Росреестра по Москве решением, оформленным сообщением от 23.01.2015 N 06/005/2014-437, отказало заявителю в государственной регистрации договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
В обоснование правомерности оспариваемого отказа и доводов апелляционной жалобы, Управление Росреестра по Москве указывает на отсутствие документов, подтверждающих законный порядок предоставления земельного участка в аренду под строительство, а именно документов, свидетельствующих о соблюдении аукционных процедур по предоставлению в аренду земельного участка, а также на то обстоятельство, что фактическое использование земельного участка не соответствует его разрешенному использованию.
Вместе с тем, данные доводы Управления Росреестра по Москве несостоятельны, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных отношений, предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных отношений, установлено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.7 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.29 Земельного кодекса РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии со ст.32 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных отношений, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст.8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе в случаях, установленных федеральным законодательством.
Согласно ст.9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременении и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
Таким образом, земельное законодательство, действовавшее в период спорных отношений, не исключало возможности предоставления земельных участков в аренду под строительство в городе Москве без проведения торгов на основании ранее полученного предварительного согласования места размещения объекта.
Как верно указано в решении суда первой инстанции и Управлением Росреестра по Москве не оспаривается, что для регистрации договора заявителем представлен полный комплект документов, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Материалами дела установлено, что основанием заключения договора аренды земельного участка явилось вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2011 по делу N А40-46725/10-17-274, которым установлена обязанность Правительства г. Москвы предоставить заявителю земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Островитянова, вл. 2 с кадастровым номером 770607001123 (77:06:0007001:123) в аренду на срок 4 года 11 месяцев 28 дней для завершения проектирования и строительства объекта общественного назначения (торгово-офисного центра), совмещенного с автопаркингом.
При этом судами на основании ст. 29. 30. 31, 32 Земельного кодекса РФ в совокупности с положениями ст. 3, 8 Закона г. Москвы о 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в г. Москве" сделан вывод о том, что совокупность проведенных мероприятий и имеющихся документов свидетельствует о соблюдении процедуры выбора земельного участка, что является основанием для предоставления земельного участка в аренду для целей строительства, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Что касается довода Управления Росреестра по Москве о том, что фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию данного объекта недвижимого имущества, то судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 2 названной нормы Кодекса любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а сами виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 4 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливается вид разрешенного использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.
Из указанной нормы следует, что условие о виде разрешенного использования предоставляемого земельного участка определяется уполномоченным органом самостоятельно в рамках осуществления функции по оформлению земельных правоотношений, при этом установление в сведениях кадастрового учета отличного от фактического разрешенного использования земельного участка в рамках рассматриваемых правоотношений не может являться обстоятельством, препятствующим реализации права на приобретение земельного участка в аренду.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве, оформленное сообщением от 23.01.2015 N 06/005/2014-437 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 14.11.2013 N И-06-000376 в отношении земельного участка площадью 3.900 кв.м с кадастровым номером 77:06:0007001:123, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Островитянова, вл.2, не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2015 по делу N А40-65072/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65072/2015
Истец: ООО "ВИКТОРИЯ - XXI"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы