г. Челябинск |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А34-4720/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области на определение Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2015 по делу N А34-4720/2015 (судья Останин Я.А).
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Кулагиной Людмилы Ивановны (далее - ИП Кулагина Л.И., предприниматель) по ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2015 производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным определением, обжаловав его в апелляционном порядке, просит определение суда первой инстанции отменить, передать дело на новое рассмотрение суда первой инстанции. Административный орган полагает, что судом первой инстанции при вынесении определения были сделаны неверные выводы об объекте, субъекте, объективной и субъективной стороне правонарушения, что привлекло к ошибочной квалификации состава правонарушения.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что выявленное в ходе проверки нарушение подлежит квалификации по статье 14.4.2 КоАП РФ, а не по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Указывает, что объективная сторона правонарушения по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), а по ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ выражается в нарушении установленных правил и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Кроме того, считает, что субъектами правонарушений по ч.1 ст. 14.4.2 КоАП РФ должны являться лицензированные индивидуальные предприниматели, т.е. субъекты, имеющие разрешение (лицензию) и отвечающие требованиям, предъявляемым Законом к определенному виду деятельности. ИП Кулагина Л.И. при квалификации правонарушения по ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ в силу нарушения требований статей 52, 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" будет являться ненадлежащим субъектом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта и направления вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Кулагина Людмила Ивановна, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05.05.2008, о чём внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 308450112600046, ИНН 450101537161 (л.д. 26-28).
На основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Курганской области от 16.07.2015 N 181 (л.д.13) о рейдовых мероприятиях в целях усиления контроля за незаконным оборотом лекарственных средств для ветеринарного применения, проведена проверка.
21.07.2015 установлен факт осуществления ИП Кулагиной Л.И., в арендуемом торговом отделе, расположенном по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Р. Зорге, 41, фармацевтической деятельности без лицензии, наличие которой обязательно. В торговых витринах ИП Кулагиной Л.И. находились лекарственные средства для ветеринарного применения. Данное нарушение зафиксировано в протоколе осмотра в присутствии продавца Головиной Л.А. и двух понятых (л.д. 14).
Административным органом в присутствии ИП Кулагиной Л.И., составлен протокол об административном правонарушении N 45-0209-15/0371 от 22.07.2015 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 8-10). Копия протокола 22.07.2015 вручена предпринимателю, присутствующему при проведении проверки, под роспись.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в порядке статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Курганской области.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что реализация фармацевтических товаров, предназначенных для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности, является нарушением установленного порядка розничной торговли лекарственными препаратами и подлежит квалификации по части 1 статьи 14.4.2. КоАП РФ и соответственно, в результате переквалификации выявленного правонарушения, в силу положений ч. 3 статьи 23.1 КоАП РФ не подведомственно арбитражному суду.
Согласно ч. 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ входит в компетенцию арбитражных судов.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ является общей нормой.
Специальной нормы, предусматривающей ответственность за ведение фармацевтической деятельности без лицензии, КоАП РФ не содержит.
Правонарушение, выразившееся в ведении фармацевтической деятельности без лицензии, подлежит квалификации по общей норме - часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что осуществление фармацевтической деятельности без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности, является нарушением лицензионных требований и подлежит квалификации по части 1 статьи 14.4.2. КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции не учтено следующего.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии со статьей 8 Закона об обращении лекарственных средств лицензирование производства фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
2) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
3) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
6) лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;
7) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
В пункте 1 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности указано, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами аптечными и ветеринарными учреждениями и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Из совокупности и взаимосвязи приведенных норм следует, что соблюдение лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности является обязанностью лицензиата (юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию). Лицензия является не лицензионным требованием, а официальным документом, подтверждающим разрешение на ведение деятельности, к обладателю которого предъявляются соответствующие лицензионные требования.
В связи с этим субъектом административной ответственности за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, предусмотренной частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, является лицензиат, т. е. лицо, имеющее лицензию.
Осуществление лицензируемой фармацевтической деятельности без лицензии квалифицируется по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
У суда первой инстанции не было оснований для переквалификации правонарушения, дело подлежало рассмотрению по существу.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, поэтому на основании п. 2 части 4 статьи 272 АПК РФ определение Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2015 о прекращении производства по делу N А34-4720/2015 подлежит отмене, а вопрос - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 01.10.2015 по делу N А34-4720/2015 о прекращении производства по делу отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4720/2015
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области
Ответчик: ИП Кулагина Людмила Ивановна