г. Самара |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А55-12722/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарские автомобили - Н" - Макеева Д.В. доверенность от 20.03.2015 г.,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары - Коннова Е.Н. доверенность от 21.01.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2015 года по делу N А55-12722/2015 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские автомобили - Н", г. Самара, ИНН 6313130810, ОГРН 1036300230075,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары,
о признании решения недействительным и обязании возвратить из бюджета,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские автомобили - Н" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее - ответчик, налоговый орган) N 15698 от 27.03.2015 г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании налогового органа вернуть заявителю из бюджета НДС в размере 427 118 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 3 661,91 руб. и штраф в размере 77 239 руб. (л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 07.09.2015 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 180-183).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО "Самарские автомобили - Н" отказать.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 19.10.2015 г. N 84/1-1015.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2014 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 11.02.2015 г. N 15651 и принято решение N 15698 от 27.03.2015 г., которым заявителю начислен к уплате налог в размере 427 118 руб., пени в размере 3 661,91 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ виде взыскания штрафа в размере 77 239 руб. Всего по решению начислено 508 018,91 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил факт неправомерного применения заявителем налоговой ставки 0 % по операции реализации транспортного средства физическому лицу - гражданину Республики Казахстан.
Налогоплательщик в соответствии со статьей 138 НК РФ обжаловал решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС от 07.05.2015 г. исх. N 03-15/11451 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа - без изменения.
Общество перечислило в бюджет начисленные решением инспекции НДС, пени и штраф, что подтверждено платежными поручениями N 603 от 31.03.2015 г., N 602 от 31.03.2015 г., N 604 от 31.03.2015 г., N 606 от 31.03.2015 г., N 605 от 31.03.2015 г.
Заявитель, не согласившись с позицией налоговых органов, посчитав решение незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 3-7).
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что поскольку автомобиль, проданный гражданину Казахстана, вывезен с территории Российской Федерации в режиме экспорта, и покупатель представил все документы, подтверждающие факт экспорта, заявитель в налоговой декларации за 3 квартал 2014 г. заявил реализацию автомобиля в режиме экспорта по ставке НДС 0%.
Налогоплательщик считает, что в налоговый орган 20.10.2014 г. для подтверждения нулевой ставки НДС были представлены все необходимые и достаточные документы.
07.09.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 180-183).
Суд апелляционной инстанции считает доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помешенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Порядок применения косвенных налогов в торговых отношениях между Российской Федерацией и государствами-членами Таможенного союза до 01.01.2015 г. был установлен соглашением от 25.01.2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение).
В силу статьи 4 Соглашения, порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами, а именно: протоколом от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол).
Согласно статье 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Протокола, при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии): договоры (контракты); выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера или выписка банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств); транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза.
Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.
Согласно материалам дела между заявителем и Жалмурзиевым М. А., являющимся гражданином Республики Казахстан, был заключен договор купли-продажи автомобиля от 12.08.2014 г. N 120801, в соответствии с которым заявитель передал Жалмурзиеву М. А. в собственность автомо-биль Nissan Patrol стоимостью 2 372 881,36 руб.
Согласно пункту 2.2. указанного договора ставка НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ составила 0%, поскольку автомобиль вывозился покупателем с терри-тории участника Таможенного союза на территорию другого участника Таможенного со-юза (экспортная сделка). По условиям договора доставка товара на территорию другого участника Таможенного союза осуществлялась покупателем самостоятельно и за свой счет на условиях самовывоза.
В соответствии с пунктом 5.4 договора Жалмурзиев М. А. в срок не позднее одного месяца со дня передачи автомобиля был обязан предоставить заявителю два экземпляра надлежаще оформленного заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отмет-кой налогового органа Республики Казахстан.
Жалмурзиевым М.А. были переданы: заявление покупателя о ввозе товаров и упла-те косвенных налогов, талон государственного контроля Пограничной службы Комитета налоговой безопасности Республики Казахстан, уведомление о приеме налоговым орга-ном налоговой отчетности в электронном виде, квитанция об уплате НДС.
Таким образом, поскольку автомобиль, проданный Жалмурзиеву М.А., был вывезен с территории Российской Федерации в режиме экспорта, и покупатель предоставил все документы, подтверждающие факт экспорта, заявителем в налоговой декларации за 3 квартал 2014 г. заявлена реализация автомобиля в режиме экспорта по ставке НДС 0%.
20.10.2014 г. заявителем для подтверждения нулевой ставки НДС в налоговый орган были представлены все документы, предусмотренные Соглашением.
Суд правомерно посчитал несостоятельным довод подателя жалобы о том, что операция подлежит налогообложению НДС по ставке 18%, поскольку, по мнению ответчика положения Протокола и Соглашения распространяются исключительно на хозяйствующих субъектов, к которым относятся, только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии со статьей 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Налоговое законодательство, включая упомянутые Протокол и Соглашение, не содержат исключений из категорий налогоплательщиков, к которым применяется нулевая ставка по НДС при экспорте товаров в государства - члены Таможенного Союза.
Из анализа норм налогового и таможенного законодательства не следует, что операции по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза, совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежат налогообложению, поскольку в указанном выше законодательстве не имелось прямого указания на конкретный круг субъектов, которые могли совершать операции, подлежащие налогообложению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 276-2 Налогового кодекса Республики Казахстан, плательщиками НДС в таможенном союзе являются, в том числе, физические лица, импортирующие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан.
Таким образом, поскольку физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются налогоплательщиками, из системного анализа законодательства Российской Федерации, законодательства Таможенного союза и Налогового кодекса Республики Казахстан следует, что на физических лиц, импортирующих транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан, распространяется действие Соглашения.
Таким образом, отказ налогового органа в применении ставки 0% по НДС при реализации товара физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в режиме экспорта в Республику Казахстан, является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 сентября 2015 года по делу N А55-12722/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12722/2015
Истец: ООО "Самарские автомобили - Н", Представитель Макеева Д. В.
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары