г. Москва |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А41-72369/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 и на дополнительное решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2015 по делу N А41-72369/14, принятые судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ООО СК "Шанс" к Управлению Росреестра по Московской области с участием третьего лица: Администрации Талдомского муниципального района Московской области, об обязании произвести государственную регистрацию прав на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО СК "Шанс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором с учетом принятых судом первой инстанции уточнений просит:
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности на здания кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, сообщения от отказе N N 51/024/2014-826, 51/024/2014-827 от 12.01.2015;
-обязать Росреестр по Московской области зарегистрировать права собственности на здания кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области;
-обязать Росреестр по Московской области зарегистрировать права собственности на здания кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует - Управление Росреестра по Московской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация Талдомского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 Росреестр по Московской области обязан зарегистрировать право собственности на здание кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области; Росреестр по Московской области обязан зарегистрировать право собственности на здание кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Между тем, резолютивная часть решения Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 не содержит выводов о признании незаконными действий Росреестра по Московской области, выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на здания кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, сообщения от отказе N N 51/024/2014-826, 51/024/2014-827 от 12.01.2015, в связи с чем суд первой инстанции в соответствии со статьей 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) назначил судебное заседание для разрешения вопроса о принятии дополнительного решения.
Дополнительным решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2015 признаны незаконными действия Росреестра по Московской области, выразившиеся в отказе государственной регистрации права собственности на здания кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, сообщения об отказе N N 51/024/2014-826, 51/024/2014-827 от 12.01.2015.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 и на дополнительное решение от 16.03.2015 в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие ООО СК "Шанс" и Администрации Талдомского муниципального района Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции от 10.02.2015 и дополнительное решение от 16.03.2015 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра по Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.08.2014 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на вновь созданное недвижимое имущество - здание кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, выданный ФГБУ "ФКП Росреестра" филиалом по Московской области, здание кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный ФГБУ "ФКП Росреестра" филиалом по Московской области.
Сообщениями Управления Росреестра по Московской области N 51/024/2014-827 N 51/024/2014-827 от 09.09.2014 государственная регистрация приостановлена.
Приостановление регистрации мотивировано необходимостью представления в регистрирующий орган протокола о результатах аукциона.
Сообщениями от 12.01.2015 N 51/024/2014-826, N 51/024/2014-827 отказано в государственной регистрации прав в связи с непредставлением протокола о результатах аукциона.
Заявитель, считая действия Управления Росреестра по Московской области незаконными, обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Управления Росреестра по Московской области, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности на здания кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.05.2014 N МО-14/ЗВ-680639, от 29.04.2014 N МО-14/ЗВ-651485, выданный ФГБУ "ФКП Росреестра" филиалом по Московской области, сообщения от отказе N 51/024/2014-826, N 51/024/2014-827 от 12.01.2015 не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем подлежат признанию незаконными.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах)
Как следует из статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п. 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно положений статьи ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 27.08.2013 N 2716 предварительно согласовано место размещения коттеджного строительства на земельном участке площадью 35 162 кв.м, местоположение: Московская область, Талдомский район, северо-восточнее п. Вербилки, утвержден акт выбора земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка.
Постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области от 19.09.2013 N 2954, ООО "СК-Шанс" передан в аренду сроком на 1 год земельный участок с КН 50:01:0060384:17, площадью 35162 кв.м, местоположение: Московская область, Талдомский район, северо-восточнее п. Вербилки, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под коттеджное строительство.
Постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области от 26.12.2013 для земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17 определена категория земель - земли населенных пунктов, согласно разрешенного вида использования - под коттеджное строительство.
17.02.2014 между Комитетом по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района и ООО "СК-Шанс" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17, площадью 35 162 кв.м, местоположение: Московская область, Талдомский район, северо-восточнее п. Вербилки, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - под коттеджное строительство.
Постановлением Главы муниципального образования городского поселения Вербилки от 17.03.2014 N 47 утвержден градостроительный план земельного участка с КН 50:01:0060384:17, площадью 35162 кв.м, местоположение: Московская область, Талдомский район, северо-восточнее п. Вербилки.
31.07.2014 выданы разрешения на строительство объектов капитального строительства на земельном участке с КН 50:01:0060384:17.
Между тем, представленным в материалы настоящего дела апелляционным определением Судебной коллегии Московского областного суда от 01.07.2015 по делу N 33-15613/2015:
- решение Талдомского районного суда Московской области от 08.04.2015 по делу по иску Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Московской области к ООО СК "Шанс", администрации Талдомского муниципального района Московской области, Комитету по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района Московской области о признании недействительными ничтожного договора аренды земельного участка и ненормативных актов органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка отменено и постановлено новое решение;
- исковые требования Талдомского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Московской области удовлетворены;
- признан недействительным договор аренды N 37 от 17.02.2014 земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17 между администрацией Талдомского муниципального района и ООО "СК-Шанс";
- признано недействительным постановлением Главы Талдомского муниципального района N 2954 от 19.09.2013 о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17, расположенного северо-восточнее п. Вербилки, площадью 35 162 кв.м, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для коттеджного строительства;
- признано недействительным постановлением Главы Талдомского муниципального района N 2716 от 27.08.2013 о предварительном согласовании места размещения коттеджного строительства, утверждении акта выбора схемы размещения земельного участка, расположенного северо-восточнее п. Вербилки, площадью 35 162 кв.м, категория- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для коттеджного строительства;
- признано недействительным постановлением Главы Талдомского муниципального района от 26.12.2013 N 4103 об определении категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:01:0060384:17;
- признан недействительным Акт выбора для ООО "СК-Шанс" земельного участка, площадью 3,6 га, северо-восточнее п. Вербилки от 05.08.2013;
- исключены сведения о временном земельном участке 50:01:0060384:17 из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Судебной коллегией Московского областного суда по делу N 33-15613/2015 установлено, что публикация в общественно-политической газете Талдомского района "ЗАРЯ" от 12.09.2013 N 36 является не публикацией о предоставлении в аренду земельного участка для строительства, а публикацией, информирующей о том, что администрация, рассмотрев заявление общества, согласна начать процедуру оформления акта выбора земельного участка. Других публикаций до момента заключения договора с обществом в средствах массовой информации не осуществлялось, заинтересованные лица не получили возможность заявить о своих намерениях также получить права на данный участок.
Вышеуказанными действиями Комитет по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского района по предоставлению ООО "СК "Шанс" земельного участка для строительства при публикации нарушен порядок предоставления земельных участков для строительства, предусмотренный статьями 30 и 31 ЗК РФ. Местоположение земельного участка в ходе обязательной публикации в средствах массовой информации невозможно конкретизировать без указания адреса ориентира.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу положений статей 16-18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводам о правомерности вынесенных Управлением Росреестра по Московской области сообщений об отказе в государственной регистрации, соответствующих требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", об отказе в удовлетворении заявленных ООО СК "Шанс" требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 и дополнительное решение от 16.03.2015 по делу N А41-72369/14 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72369/2014
Истец: ООО СК "Шанс"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московксой области
Третье лицо: Администрация Талдомского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московксой области