г. Тула |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А54-4365/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., при ведении протокола секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2015 делу N А54-4365/2015, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рязань АгроСистема" (г. Рязань, ОГРН 1086234010730) к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области о признании постановления от 10.07.2015 N 06-07-151/2015 недействительным, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Рязань АгроСистема" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением об отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области (далее - Управление) от 10.07.2015 N 06-07-151/2015 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 24.09.2015 требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован малозначительностью совершенного обществом административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что совершенное обществом правонарушение нельзя отнести к малозначительным.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Судебное заседание проведено в отсутствие их представителей на основании статьей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 23.09.2008 между обществом с ограниченной ответственность "Рязань АгроСистема" (заемщик) и компанией ЭйтиЭс АГРИБИЗНЕС (РАША) ЛИМИТЕД (займодавец) - Кипр, был заключен договор займа от 23.09.2013 N 1/2008. Сумма договора (с учетом дополнительных соглашений) составила 35 352 379,47 долларов США. Паспорт сделки N 10070004/2557/000/6/0 по договору оформлен в ЗАО КБ "Ситибанк" г. Москва, дата оформления 08.07.2010. Дата завершения обязательства по договору - 01.10.2013.
Дополнительным соглашением N 23-06-14 от 23.06.2014 стороны внесли изменения в договор, продлив срок его действия до 31.01.2017. Данное соглашение подписано 01.08.2014. На основании заявления общества от 09.09.2014 ЗАО КБ "Ситибанк" переоформил паспорт сделки N 10070004/2557/000/6/0, в связи с изменением срока действия договора.
Однако, ООО "Рязань АгроСистема" обязано было представить документы необходимые для переоформления паспорта сделки в срок не позднее 22.08.2014 (просрочка составила 16 дней).
По данному факту административным органом в адрес общества направлено уведомление от 25.06.2015 N 59-06-07/702 о необходимости явки 03.07.2015 в 11 час. 00 мин. в помещение Управления, для составления протокола об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, а также телеграмма с аналогичным текстом извещения.
03.06.2015 в отсутствие представителя общества извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола сотрудником Управления в отношении составлен протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением от 03.07.2015 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 06-07-151/2015 рассмотрение последнего назначено на 10.07.2015 года на 14 часов 15 минут в помещении Управления.
Указанные протокол и определение направлены обществу заказным письмом 06.07.2015, что подтверждается реестром N 93 внутренних почтовых отправлений.
10.07.2015 Управлением в отношении общества вынесено постановление N 06-07-151/2015 о назначении административного наказания.
В соответствии с постановлением от 10.07.2015 N 06-07-151/2015 общество с привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 тыс. руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Кодекса).
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отче-тов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, наруше-ние установленного порядка представления подтверждающих документов и ин-формации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция), главой 8 которой регламентирован порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформления паспорта сделки).
Пунктом 8.1 Инструкции предусмотрено, что при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.
Обществом не оспаривается, что переоформление паспорта сделки осуществлено с нарушение установленного пунктом 8.4 Инструкции срока (не позднее 22.08.2014) на 16 дней.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований действующего валютного законодательства, в материалах настоящего дела отсутствуют. Вина заявителя состоит в том, что он не принял всех необходимых мер для исполнения законно установленной обязанности по переоформлению паспорта сделки в установленный нормативно-правовым актом срок.
Таким образом, в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В свою очередь, общество в обоснование заявленного требования сослалось на малозначительность совершенного административного правонарушения.
При рассмотрении материалов настоящего дела, судом первой инстанции учтена правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, содержащаяся в пункте 2 Определения от 21.04.2005 N 122-О, согласно которому назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного право-нарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства, характер и степень общественной опасности, приняв во внимание, что ранее заявитель не привлекался по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ (доказательств обратного не представлено), а также, что в рассматриваемом случае административное правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, в действиях заявителя отсутствуют признаки пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством Российской Федерации обязанностей, учитывая небольшое количество дней просрочки (16 дней) переоформления ПС, суд первой инстанции правомерно оценил совершенное обществом с правонарушение как малозначительное.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы, как не содержащий фактов, которые не был бы проверен и учтен судом первой инстанции при рассмотрении дела и имел бы правовое значение для вынесения судебного акта, влиял бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергал выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2015 по делу N А54-4365/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4365/2015
Истец: ООО "Рязань Агросистема"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Рязанской области