г. Томск |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А67-4148/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей О.Ю. Киреевой, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С.,
при участии представителей сторон:
от истца: И.В. Алакина по дов. от 15.06.15 (на 1 год),
от ответчика: Е.В. Колодиной по дов. от 16.10.15 (1 год),
от третьих лиц:
от Департамента финансов г. Томска: А.Л. Ленинг по дов. от 04.03.15 (до 31.12.15),
от иных лиц: - не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска (N 07АП-10864/15) на решение Арбитражного суда Томской области от 24.09.2015 по делу N А67-4148/2015 (судья М.А. Лысых) по иску индивидуального предпринимателя Великосельского Эдуарда Петровича (ИНН 701730317146 ОГРН 308701709800089) к Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска (ИНН 7017002351 ОГРН 1027000856211) о заключении договора купли-продажи земельного участка, при участии третьих лиц: муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации г. Томска индивидуальных предпринимателей Шелехова Владимира Александровича, Чухнова Виталия Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Великосельский Эдуард Петрович обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска" (л.д.48) об обязании заключить договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Некрасова,12, площадью 1382 кв.м., с кадастровым номером 70:21:0200006:Т4 в редакции истца от 17.12.2014.
Решением арбитражного суда от 24.09.2015 (резолютивная часть объявлена 17.09.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что:
- истцом выбран неправильный способ защиты, указанный спор должен быть разрешен в порядке гл. 24 АПК РФ;
- судом неверно установлено начало возникновения правоотношений между сторонами, поскольку 08.10.2014 было повторное обращение истца с заявлением; отношения возникли 14.05.2014;
- оснований для применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Томской области от 15.08.204, не имеется; расчет выкупной стоимости должен определяться на дату вынесения решения судом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Департамент финансов Администрации г. Томска в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании считают доводы апелляционной жалобы обоснованными.
Предприниматель Великосельский Э.П. в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании возражают против ее удовлетворения, указывая, в том числе на то, что постановление администрации г. Томска от 09.06.2014 N 947-з не предусматривает цену земельного участка; до 08.10.2014 ответчик истцу и третьим лицам проект договора не направлял, соответственно отношения, возникшие до 08.10.2014, не могут рассматриваться в качестве оферты, что соответствует правовой позиции Арбитражного суда Западно - Сибирского округа (дело N А46-31533/2012). Кроме того, доводы ответчика рассматривались в рамках дела N А67-370/2015.
Третьи лица - предприниматели Шелехов В.А. и Чухнов В.В. в отзывах на апелляционную жалобу, поддерживая доводы истца, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей третьих лиц ( Шелехова В.А., Чухнова В.В.), извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 24.09.2015, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Материалами дела установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.05.2010 (л.д. 30) предпринимателю Великосельскому Э.П. принадлежит на праве собственности доли в праве собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12.
09.06.2014 постановлением Администрации г. Томска N 947-з Шелехову В.А., Великосельскому Э.П., Чухнову В.В. предоставлен в общую долевую собственность за плату земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12 площадью 1 382 кв.м., с кадастровым номером 70:21:0200006:14, с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания помещений магазина и мастерской по ремонту бытовой техники (л.д. 31).
08.10.2014 Шелехов В.А., Великосельский Э.П., Чухнов В.В. обратились к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи названного выше земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.10.2014 N 7000/301/14-129872, кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 310 000 руб.
Поскольку ответчик не направил истцу проект договора купли-продажи земельного участка, предприниматель Великосельский Э.П. 18.12.2014 в порядке ст. 445 ГК РФ направил ответчику проект договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, в ответ на который получено письмо с протоколом разногласий, в котором Кадастровая стоимость определена в сумме 18 399 326,1 руб., а стоимость доли (выкупная цена) - в сумме 689 974,73 руб.
Ссылаясь на то, что ответчик не исполнил возложенные на него законом обязательства по направлению проекта договора купли - продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, Великосельский Э.П. обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом решения Арбитражного суда Томской области от 15.08.2014 по делу N А67-4604/2014, исходил из обоснованности заявленных истцом требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
Согласно п.4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Из положений ст.446 ГК РФ следует, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Обязанность уполномоченного органа заключить договор купли-продажи земельного участка с собственником недвижимого имущества, расположенного на этом участке, закреплена в земельном законодательстве.
В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ, действующей на момент подачи заявки на выкуп, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Земельным законодательством Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок приобретения прав на земельные участки.
По общему правилу, закрепленному в п.6 ст.36 ЗК РФ, для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность и подготовки проекта договора купли-продажи применяется месячный срок с момента подачи в установленном порядке заявления о выкупе. Поскольку решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в указанный срок, то и вопрос о цене земельного участка подлежит разрешению в этот же срок в соответствии с действующим в этот период законодательством.
Цена земельных участков, обозначенных в п.1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (п.1.2).
В соответствии с Порядком цена земельных участков, находящихся в собственности МО "Город Томск", при продаже таких земельных участков гражданам и юридическим лицам собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, установлена равной 15 процентам его кадастровой стоимости.
Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ)
В силу п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании ст.14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт земельного участка представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики земельного участка, а также иные сведения, в том числе внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и его кадастровом номере.
В строке 12 кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) указываются последние по дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка (приложение N 3 к приказу Минэкономразвития России N831 от 28.12.2012 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории - утратил силу с 01.01.2015).
Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Из содержания вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Томской области от 15.08.2014 по делу N А67-4604/2014, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200006:14 по состоянию на 01.01.2007 определена в размере, равном его рыночной стоимости - 1 310 000 руб.
Сведения о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в ГКН, что подтверждается кадастровым паспортом от 06.10.2014 N 7000/301/14-129872.
В силу положений абз.1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз.5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в ред. от 21.07.2014 N 225-Ф)
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
О применении кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН (п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел при рассмотрении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
При этом положения ст. 24.20 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на данную дату (п.8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, утверждение подателя жалобы о том, что на момент вынесения решения суда актуальная кадастровая стоимость земельного участка составляла 18 939 439, 34 руб. и в соответствии с этой кадастровой стоимостью должна определяться выкупная стоимость, подлежит отклонению.
Поскольку в силу п.п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает с момента подачи заявления с приложением кадастрового паспорта земельного участка, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления (при наличии кадастрового паспорта) принять необходимое решение и затем в такой же срок подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении договора, а также учитывая, что заявку о продаже доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок истец подал 08.10.2014, то есть после вступления решения суда по делу N А67-4604/2014 в законную силу и внесения изменений в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной в размере 1 310 000 руб., суд первой инстанции обоснованно указал на то, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой к этому времени внесены в государственный кадастр недвижимости, а именно - 1 310 000 руб.
Ссылки подателя жалобы на то, что судом неверно установлено начало возникновения правоотношений между сторонами, поскольку 08.10.2014 было повторное обращение истца с заявлением, а спорные правоотношения возникли 14.05.2014, с учетом положений ст.ст. 421-422, 435 ГК РФ, содержания постановления Администрации г. Томска N 947-з от 09.06.2014, а также обращения истца именно о выкупе земельного участка 08.10.2014, апелляционный суд признает несостоятельными.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 24.09.2015 года по делу N А67-4148/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4148/2015
Истец: Великосельский Эдуард Петрович
Ответчик: Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска
Третье лицо: Департамент финансов администрации города Томска, Чухнов Виталий Владимирович, Шелехов Владимир Александрович