Тула |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А62-3819/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (г. Москва, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075), заинтересованного лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), третьих лиц - Поплавского Казимира Анатольевича (г. Смоленск), публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.09.2015 по делу N А62-3819/2015 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергоСбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными предписаний Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление, административный орган) от 03.04.2015 N П-23-ЖКУ/2015, от 13.05.2015 N П52-ЖКУ/2015.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Поплавский Казимир Анатольевич (далее - Поплавский К.А.) и публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ПАО "МРСК Центра").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, заявитель жалобы указывает, что акт проверки от 12.08.2014 поступил в адрес гарантирующего поставщика лишь в сентябре 2015 года, таким образом, до момента получения указанного акта общество не могло знать об обстоятельствах, изложенных в нем.
Кроме того, общество ссылается на то, что несмотря на истечение сроков проверки трансформаторов тока, счетный механизм прибора учета является полностью работоспособным и пригодным к осуществлению основной функции по коммерческому учету электроэнергии.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поплавский Казимир Анатольевич в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать заявителю в ее удовлетворении.
ПАО "МРСК Центра" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Поплавского К.А., проживающего по адресу: г. Смоленск, ул. Бородинская, д. 1, в соответствии с приказом от 27.03.2015 N 601/ИП в период с 27.03.2015 по 03.04.2015 управлением проведена внеплановая документарная проверка деятельности филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (в настоящее время ПАО "МРСК Центра") - "Смоленскэнерго", связанная с соблюдением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", в том числе предоставленную на общедомовые нужды.
В соответствии с перечнем мероприятий по контролю, установленных приказом от 27.03.2015 N 601/ИП, в ходе проверки проведен анализ документов, представленных по запросу филиалом ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Смоленскэнерго", ОАО "Жилищник", СМУП "ВЦ ЖКХ", ООО "Смоленская клининговая компания", ОАО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт".
По результатам анализа предоставленной информации управлением установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Бородинская в г. Смоленске от 25.12.2008, собственниками помещений в указанном многоквартирном доме выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений, обслуживающей организацией выбрано ООО "Смоленская клининговая Компания" (договор с 01.01.2009).
По информации, предоставленной ООО "Смоленская клининговая компания", филиалом ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Смоленскэнерго" и ОАО "АтомЭнергоСбыт", многоквартирный дом N 1 по ул. Бородинская г. Смоленска оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии, типа:
-"СЕ-301", заводской N 008970018000012, дата государственной поверки 2009 год, расчетный коэффициент Кр=20, место установки - ВРУ-0,4кВ в доме;
-"СЕ-301", заводской N 008970018000015, дата государственной поверки 2009 год, расчетный коэффициент Кр=40, место установки - ВРУ-0,4кВ дома.
С 01.06.2014 расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме, производит филиал АО "АтомЭнергоСбыт" - "СмоленскАтомЭнергоСбыт".
По информации, предоставленной филиалом АО "АтомЭнергоСбыт" "СмоленскАтомЭнергоСбыт", показания общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в указанном многоквартирном доме для расчетов предоставляли ООО "Смоленская клининговая компания" совместно с представителями филиала ОАО "МРСК-Центра" - "Смоленскэнерго".
Расчет объема потребленной электрической энергии на общедомовые нужды за период с июня по декабрь 2014 года произведен филиалом АО "АтомЭнергоСбыт" для потребителей, проживающим в указанном многоквартирном доме в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, по замещающей информации.
По информации, предоставленной филиалом ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Смоленскэнерго", в ходе инструментальной проверки N 6700 См-014931, измерительный комплекс по присоединению счетчика N 008970018000015 признан непригодным к коммерческим расчетам, по причине не подготовки вторичных цепей трансформаторов тока к опломбировке, что подтверждается актом проверки состояния схемы измерения электроэнергии и работы/замены/ допуска в эксплуатацию прибора учета от 10.10.2014 N 6700 СМ-014931.
Согласно акту от 12.08.2014 N 6700 СМ-013737 проверки состояния схемы измерения электроэнергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Бородинская, д. 1, по присоединению счетчика N 008970018000012 и N 008970018000015 измерительный комплекс к коммерческим расчетам за потребляемую электрическую энергию в качестве расчетного не пригоден по причине - истек срок межповерочного интервала трансформаторов тока (2012 год).
По итогам проверки управление пришло к выводу о том, что к проводимым в данной ситуации расчетам подлежит применению пункт 48 Правил N 354, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
По результатам проверки управлением вынесено предписание от 03.04.2015 N П-23-ЖКУ/2015, согласно которому АО "АтомЭнергоСбыт" надлежит произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 1 по ул. Бородинская г. Смоленска за период с 01.06.2014 по 30.11.2014 в соответствие с пунктом 48 Правил N 354 (по формуле 15 пункта 17 Приложения 2 к Правилам) в срок до 27.04.2015.
Поскольку данное предписание в установленный срок обществом не исполнено, управлением выдано повторное аналогичное предписание от 13.05.2015 N П52-ЖКУ/2015 со сроком исполнения до 03.06.2015.
Не согласившись с вышеуказанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 1,2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 80, 81 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно пунктам 36 - 38, 40 указанных Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 59 (1) Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
При этом пунктом 60.1 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учёта), а также по истечении указанного в пункте 59.1 Правил N 354 предельного количества расчётных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке оснащение и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта используемого коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчётный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утверждённых Правительством Российской Федерации правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, - 9.1, которых предусматривает, что при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) индивидуальных или общих (квартирных) приборов учёта норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на обще домовые нужды определяется по формуле 10.
Поскольку сроки поверок коллективных приборов учёта электроэнергии истекли задолго до начала спорного периода, - то есть в 2012 году, расчёты за потреблённую электроэнергию на ОДН указанного многоквартирного жилого дома за весь спорный период с июня 2014 года по ноябрь 2014 года должен производиться не в соответствие с показаниями данных приборов учёта и не в порядке, предусмотренном пунктом 59.1 Правил N 354 (по среднемесячному объёму потребления за предыдущие 6 месяцев), а согласно пункту 48 и пункту 60.1, то есть в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг.
Как установлено судом, представленный АО "АтомЭнергоСбыт" порядок расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", в том числе предоставленную на общедомовые нужды, для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 1 по ул. Бородинская г. Смоленска свидетельствует о нарушении пункта 48 Правил N 354. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии расчет объема электрической энергии на общедомовые нужды жильцам указанного многоквартирного дома должен производиться АО "АтомЭнергоСбыт" по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды - по формуле 15 пункта 17 Приложения 2 к Правилам.
Довод заявителя о том, в данном случае принципиальным является дата, когда обществу стало известно об истечении срока межповерочного интервала трансформаторов тока (акт проверки состояния схемы измерения электроэнергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета от 12.08.2014 N 6700 СМ-013737) и тот факт, что от ОАО "МРСК Центра" не поступила документально подтвержденная информация об истечении срока поверки трансформаторов тока в 2012 году, справедливо отклонен судом первой инстанции ввиду неверного толкования норм действующего законодательства.
В частности, из акта от 12.08.2014 N 6700 СМ-013737 проверки состояния схемы измерения электроэнергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета, составленной сетевой организацией ОАО "МРСК Центра", следует, что год истечения межповерочного интервала трансформаторов тока - 2012; в данном акте также указано на необходимость заменить трансформаторы тока на поверенные.
Кроме того, в адрес ОАО "МРСК Центра", которое было наделено статусом гарантирующего поставщика до 01.06.2014, управлением было вынесено предписание от 28.04.2015 N П044-ЖКУ/2015, аналогичное по содержанию оспариваемым предписаниям, только касающееся периода, предшествовавшего рассматриваемому (с 01.10.2013 по 31.05.2014). Данное предписание бывшим гарантирующим поставщиком исполнено, о чем свидетельствует письмо об исполнении предписания от 19.06.2015.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемых предписаний, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции арбитражного управляющего по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.09.2015 по делу N А62-3819/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3819/2015
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт", ОАО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", ГУ "Государственная жилищная инспекция Смоленской области"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Смоленской области ", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго", Поплавский Казимир Анатольевич