г. Вологда |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А05-7724/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Карпова Н.С. по доверенности от 12.01.2015, от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Карпова Н.С. по доверенности от 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения муниципального образования "Город Архангельск "Хозяйственная служба мэрии" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2015 года по делу N А05-7724/2015 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Хозяйственная служба мэрии" (место нахождения: 163000, город Архангельск, пл. В.И. Ленина, дом 5, офис 303; ОГРН 1022900538726, ИНН 2901077570; далее - учреждение, хозяйственная служба) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене пунктов 1, 3 (3.1), 4 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29; ОГРН 1042900051094; ИНН 2901061108: далее - инспекция, налоговый орган) от 29.04.2015 N 2.15-26/265/585, а также об отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Свободы, дом 33; ОГРН 1042900900020, ИНН 2901130440; далее - управление, УФНС) от 11.06.2015 N 07-10/1/06476.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. С учреждения в доход федерального бюджета взыскано 3000 руб. государственной пошлины.
Хозяйственная служба с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает на то, что пункт 4 постановления Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенный пунктов на территории Архангельской области" (далее - постановление N 595-пп) прямо устанавливает порядок его вступления в силу с 01.01.2013, но не ранее дня его официального опубликования, то есть ранее момента, определенного в абзаце первом пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), иная трактовка названного постановления в части определения периода исчисления земельного налога, предложенная налоговыми органами, существенно ущемляет права налогоплательщика, ухудшает его положение.
Инспекция в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель налоговых органов поддержал доводы отзывов.
Заслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.01.2014 учреждение представило в инспекцию основную и уточненную декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой сумма налога к уплате в бюджет исчислена в размере 430 869 руб. Сумма налога исчислена налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050511:0011 в размере 28 724 620 руб.
Учреждение представило уточненную (корректировка N 2) декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой сумма налога к уплате в бюджет за налоговый период в размере 101 024 руб. Сумма налога исчислена налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050511:0011 в размере 6 734 915 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации N 2. Проверкой установлено несоответствие кадастровой стоимости, указанной в декларации, и сведений, имеющихся в информационной базе инспекции по земельному участку с кадастровым номером 29:22:050511:0011.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2015 N 2.15-26-265-1618, в котором отражены выявленные инспекцией нарушения (неверное исчисление налога в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка).
Рассмотрев материалы проверки, зам. начальника инспекции вынесено решение от 29.04.2015 N 2.15-26-265-585 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленную сумму налога на землю за 2013 год в сумме 329 845 руб., а также внести изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Управление решением от 11.06.2015 N 07-10/1/06476 оставило жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Учреждение, не согласившись с вынесенными решениями, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 НК РФ организации, обладающие на праве собственности земельными участками в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, признаются плательщиками земельного налога.
В силу статьи 390 НК РФ и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В связи с чем, как обоснованно указано судом первой инстанции, для исчисления земельного налога за 2013 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В данном случае постановлением N 595-пп утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Архангельской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка составила 6 734 915 руб.
Постановление N 595-пп опубликовано в газете "Волна" 25.12.2012. Пункт 4 названного постановления содержит положение о вступлении настоящего постановления в силу с 01 января 2013 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 17-П и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20 мая 2014 года N 2868/14, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в НК РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Указанное положение, как обоснованно отмечено в отзывах налоговых органов, разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Так, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 01 января 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В абзаце четвертом пункта 1 статьи 5 НК РФ также определено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что постановление N 595-пп не является правовым актом, устраняющим или смягчающим ответственность за нарушение налогового законодательства, не устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Как обоснованно отмечено в отзыве инспекции в соответствии с постановлением N 595-пп кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее установленной кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась. Постановление N 595-пп всего лишь утверждает новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, которые могут улучшать или ухудшать положения конкретных налогоплательщиков, но не всей категории владельцев земельных участков в целом.
Также в постановлении N 595-пп не предусмотрено, что оно имеет обратную силу, и не содержит указаний о распространении его действия на предшествующие периоды.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами налоговых органов о том, что налогоплательщик должен был применять размер кадастровой стоимости по земельному участку с КН 29:22:050511:0011, утвержденный до вступления в силу постановления N 595-пп, т.е. в размере 28 724 620 руб. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 734 915 руб., утвержденная постановлением N 595-пп, для целей налогообложения должна применяться с 01.01.2014. Таким образом, доначисление налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налога на землю в сумме 329 845 руб. правомерно.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2015 года подателю жалобы в подтверждение уплаты государственной пошлины в установленном размере предлагалось представить в суд апелляционной инстанции подлинное платежное поручение от 06.10.2015 N 1798 с подписью ответственного исполнителя и подлинной отметкой банка о его исполнении.
Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы подлинное платежное поручение во исполнение указанного определения суда подателем жалобы не представлено, с учреждения подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2015 года по делу N А05-7724/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Хозяйственная служба мэрии" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Хозяйственная служба мэрии" (место нахождения: 163000, город Архангельск, пл. В.И. Ленина, дом 5, офис 303; ОГРН 1022900538726, ИНН 2901077570) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7724/2015
Истец: Муниципальное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Хозяйственная служба мэрии"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу