город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2015 г. |
дело N А32-27172/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2015 по делу N А32-27172/2015, принятое судьёй Погореловым И.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Петлиной Ирины Петровны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петлина И.П. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения МРЭО N 2 ГИБДД (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района ГУ МВД России о Краснодарскому краю), изложенного в письме от 18.04.2015 N 64/7-190, о прекращении (аннулировании) государственной регистрации автотранспортного средства; об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2015 заявленные требования удовлетворены. Руководствуясь Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что действовало согласно Правилам регистрации, поскольку сертификат соответствия, явившийся основанием для государственной регистрации автотранспортного средства, признан недействительным (отменен) лицом, его выдавшим.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 05.10.2011 индивидуальным предпринимателем Петлиной И.П. по договору купли-продажи N Э/022/2011 приобретен автокран марки Zoomlion ZLJ5322JQZ30V, VIN (идентификационный заводской номер) L5E5H3D3XAA031813, 2011 года выпуска (далее - автокран).
При совершении регистрационных действий, связанных с постановкой на регистрационный учет вышеуказанного транспортного средства, регистрирующему органу представлен паспорт транспортного средства 28ТХ 827584. Заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства 23ХЕ885062 и государственный регистрационный знак А773ВН123.
В адрес УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю 19.03.2015 поступило поручение Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17.03.2015 N 134-1642, согласно которому в адрес МВД России поступила информация из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) о решении органов сертификации об отмене действия сертификатов соответствия, в связи с чем в соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, необходимо принять меры к аннулированию ранее произведенных регистрационных действий. При принятии решения о прекращении регистрационного учета требовалось руководствоваться сведениями о статусе сертификатов, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) www.fsa.gov.ru.
В адрес МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю 20.03.2015 направлено указание N 7/6-07-3338 "О проведение проверочных мероприятий".
В ходе проведения проверки установлено, что транспортное средство - автокран марки Zoomlion ZLJ5322JQZ308V, VIN L5E5H3D3XAA031813, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак А773ВН123, ПТС 28 ТХ 827584, зарегистрированное 26.11.2011 за Петлиной И.П., значится в перечне транспортных средств, сертификат о соответствии которого N C-CN.AB23.A.03509 отменен органом сертификации.
Заключением от 17.04.2015, утвержденным начальником МРЭО ГИБДД (по обслуживанию города Сочи и Туапсинского района) ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковником полиции Рудым С.В., регистрация транспортного средства автокран марки Zoomlion ZLJ5322JQZ308V, VIN L5E5II3D3XAA031813, 2011 года выпуска, аннулирована, ПТС 28 ТХ 827584 внесен в базу "Ограничения" на основании решения органа сертификации об отмене действий сертификатов соответствия и в соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС N 496/192/134).
В адрес Петлиной И.П. государственным инспектором БДД МРЭО N 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю направлено уведомление от 18.04.2015 N 64/7-190 об аннулировании регистрации автокрана в связи с вышеуказанными обстоятельствами.
Считая данное решение, выраженное в письме от 18.04.2015 N 64/7-190, незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального Закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно пункту 3 указанных Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту РФ, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Согласно пункту 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N 609, паспорта не выдаются.
В соответствии с пунктом 72 Положения выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Следовательно, компетентный орган наделен полномочиями по последующему контролю и проверке документов, представленных для получения паспорта транспортного средства и его регистрации.
В данном случае, отсутствует спор о том, что на момент регистрации транспортного средства имелись действующие документы, являющиеся необходимыми и достаточными для регистрации автотранспортных средств и их постановки на учет в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем согласно вышеприведенным нормам Положения и Правил регистрации автомототранспортных средств паспорт транспортного средства признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными), регистрация транспортного средства аннулируется.
Таким образом, учитывая факт прекращения действия сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.03509 о подтверждении 4 экологического класса спорного автотранспортного средства по решению органа, выдавшего сертификат, принятому на основании предписания Федеральной службы по аккредитации, в соответствии с пунктом 72 Положения выданный паспорт спорного транспортного средства признан недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.
При этом необходимо учитывать, что возможность аннулирования регистрации автотранспортного средства по вышеуказанным основаниям ограничена установленным Правилами регистрации сроком давности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 51 Правил регистрации прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).
Однако в данном случае с момента регистрации автотранспортного средства 05.09.2011 (том 1, л.д. 19) и до даты аннулирования регистрации вышеуказанный срок давности не истек.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Таким образом, суд первой инстанции неправомерно и необоснованно признал незаконным решение компетентного органа об аннулировании регистрации спорного автотранспортного средства.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, но при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Возможность и способы восстановления регистрации транспортного средства прямо предусмотрены Правилами регистрации, в соответствии с которыми отмена регистрации транспортного средства не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства.
В соответствии с пунктом 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, которая прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
В пункте 51 Правил регистрации установлено, что в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Таким образом, собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Процедуры удостоверения такого соответствия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Постановлении от 22.04.2011 N 5-П, были предусмотрены действовавшим до 19.02.2015 Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
С 01.01.2015 вступил в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, установлена и вновь действующим техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
Согласно подпункту 5 пункта 16 ТР ТС 018/2011 реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с пунктами 11 - 14 и приложением N 8 к данному техническому регламенту - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Приложением N 8 к техническому регламенту ТР ТС 018/2011 установлен перечень требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в том числе, требования к двигателю и его системам (раздел 9).
В соответствии с копией паспорта на спорное транспортное средство установлен дизельный тип двигателя (том 1, л.д. 19).
Согласно пункту 9.2 Приложения N 8 к техническому регламенту ТР ТС 018/2011 дымность отработавших газов транспортных средств с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значений коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ЕЭК ООН N 24-03, либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, либо установленных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. При отсутствии вышеуказанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать значений, предусмотренных в пунктах 9.2.1, 9.2.2 Приложения N 8 к техническому регламенту ТР ТС 018/2011.
В частности, в пункте 9.2.2 предусмотрены максимальные значения для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5-м-1.
Довод заявителя о том, что экологический класс транспортного средства подтверждается свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства (том 1, л.д. 34), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в графе "экологический класс" свидетельства отражена ссылка на сертификат соответствия, действие которого прекращено.
Представленная в материалы дела (том 1, л.д. 37) диагностическая карта также не подтверждает соответствие экологическому классу безопасности транспортного средства, соответствие вышеуказанным требованиям технического регламента, поскольку доказательства прохождения технических лабораторных испытаний, содержащие результаты замера значений дымности отработавших газов транспортных средств, отсутствуют. Срок действия диагностической карты на момент подачи заявления и рассмотрения дела судом первой инстанции истек (действовала до 25.03.2015).
Доказательства того, что общество обращалось в соответствии с Правилами регистрации к уполномоченному органу МРЭО ГИБДД, отменившему регистрацию спорных транспортных средств, с заявлением о восстановлении регистрации и выдачи новых паспортов транспортных средств с приложением документов, подтверждающих сведения о соответствии экологическому классу и требованиям безопасности, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт в части признания незаконным решения, изложенного в письме от 18.04.2015 N 64/7-190, в части обязания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения и взыскания с управления судебных расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Петлиной И.П. надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2015 по делу N А32-27172/2015 отменить в части. В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Петлиной Ирины Петровны отказать.
В части возврата индивидуальному предпринимателю излишне уплаченной госпошлины по заявлению в размере 5 700 рублей решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27172/2015
Истец: ИП ПЕТЛИНА ИРИНА ПЕТРОВНА, Петлина И П
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГУ МВД РФ по КК