город Омск |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А75-6017/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Смольниковой М.В., Семёновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13525/2015) Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2015 года по делу N А75-6017/2015 (судья Заболотин А.Н), принятое по иску Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возмещении убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
разбирательство по жалобе проведено в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (далее - департамент, администрация Сургутского района, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации убытков в размере 6 943 970 руб., понесенных истцом в связи с внеочередным предоставлением жилья семье, имеющей ребенка-инвалида, на основании решения Сургутского районного суда от 16.07.2014. В обоснование заявленных требований истец указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации.
Определением суда от 08.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.09.2015 по делу N А75-6017/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе департамент просит указанное решение отменить по мотивам нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы истец ссылается на п. 5 части 1 статьи 14, статьи 31, 36, часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, статьи 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, часть 3 статьи 20, п. 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, статьи 135-138 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 статьи 2 Закона ХМАО-Югры от 31.03.2009 N 36-оз, п. 4 постановления Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 и указывает, что предоставление жилых помещений семье, в составе которой проживает ребенок-инвалид, состоялось на основании вступившего в законную силу решения суда и расходы на приобретение жилья муниципальным образованием должны быть компенсированы из федерального бюджета, поскольку реализация указанной обязанности относится к расходным обязательствам Российской Федерации путем предоставления соответствующих субвенций.
От третьего лица и ответчика поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Минфин России просят оставить решение суда без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителей в него не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность принятого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ и не установил оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 16.07.2014 Сургутским районным судом рассмотрено исковое заявление прокурора Сургутского района к администрации Сургутского района о понуждении к предоставлению жилого помещения. Решением суда на администрацию Сургутского района возложена обязанность предоставить Кудрявцеву Марату Александровичу, Кудрявцевой Валентине Васильевне, Кудрявцевой Ирине Маратовне, Кудрявцевой Анастасие Маратовне, Кудрявцеву Александру Маратовичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте городского поселения Белый Яр, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления благоустроенное жилое помещение с учетом права несовершеннолетней Кудрявцевой Ирины Маратовны на дополнительную жилую площадь (т.1 л.д.16-19). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.10.2014 решение суда Сургутского района оставлено без изменения.
Из содержания названного решения следует, что Кудрявцев В. В. и Кудрявцева М. А. состоят в браке и являются родителями Кудрявцевой И. М. 30.05.1997 г.р., Кудрявцевой А. М. 10.11.2002 г.р., Кудрявцева А. М. 28.08.2008 г.р. При этом Кудрявцева И. М. 30.05.1997 г.р. является ребенком-инвалидом с диагнозом: "ххххххххххххххххх". Кудрявцева В. В. включена во внеочередной список очередности граждан г. п. Белый Яр, нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из 5 человек. При разрешении спора суд пришел к выводу о том, что Кудрявцева В. В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях исполнения судебного акта истец приобрел в муниципальную собственность однокомнатную квартиру по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1, кв. 81, стоимостью 1 759 970 руб. Кроме того истцом приобретена квартира по адресу: г.п. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1, кв. 83, стоимостью 5 184 000 руб. На основании постановлений администрации Сургутского района N 777 от 04.03.2015 и N 5135 от 31.12.2014 названные жилые помещения переданы семье Кудрявцевой В. В. по договорам социального найма (т.1 л.д.36-76).
Полагая, что право на получение жилья указанными выше гражданами предусмотрено федеральным законодательством, в связи с чем расходные обязательства по финансированию соответствующих мероприятий возникли на стороне Российской Федерации, а органу местного самоуправления понесенные затраты на приобретение жилья не компенсированы, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, придя к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения семье Кудрявцевой В. В. возложена на истца в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и относится к исполнению вопросов местного значения городского округа, подлежащим исполнению за счет местного бюджета.
При повторном рассмотрении дела по доводам жалобы апелляционная коллегия, соглашаясь с отказным характером принятого судом решения, считает необходимым привести иную мотивировочную часть применительно к разъяснениям, изложенным в абз. 3 п. 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Выводы апелляционной коллегии основаны на следующем.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет в соответствующем качестве до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Как установлено судом, Кудрявцева В.В. была включена в первоочередной и общий списки очередности нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с наличием среди членов ее семьи лица, страдающего заболеванием, дающим право на первоочередное получение жилой площади, с 28.02.2003, то есть до 01.01.2005 (л.д. 77 т.1).
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 (далее - Правила N 614).
В силу пункта 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 той же статьи наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2009 N 36-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" органы местного самоуправления наделяются, среди прочего, такими государственными полномочиями как предоставление субсидий за счет субвенций из федерального бюджета категориям граждан, определенных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года на территории автономного округа, в частности, семьям, имеющим детей-инвалидов.
К органам местного самоуправления, наделяемым отдельными государственными полномочиями, отнесен и истец, что следует из статьи 3 названного закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2009 N 36-оз.
В соответствии с частями 1 и 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.03.2009 N 36-оз для осуществления предусмотренных настоящим Законом отдельных государственных полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета автономного округа передаются денежные средства в виде субвенций в объеме, установленном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.
Расходы на предоставление субсидий для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету автономного округа.
Из преамбулы Постановления Правительства ХМАО - Югры от 10.10.2006 N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение N 237-п) следует, что настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны), а также статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно п. 3.1 Положения N 237-п в целях распределения средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций в бюджет автономного округа для реализации полномочий, переданных Российской Федерацией автономному округу, по обеспечению жильем граждан (далее - средства федерального бюджета), на соответствующий год, уполномоченными органами местного самоуправления формируются перечни граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году (далее - перечень).
Для включения в перечень граждане, состоящие в Едином списке, представляют в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего получению субсидии, в уполномоченные органы местного самоуправления заявления установленной формы о предоставлении субсидии согласно приложению 1 к настоящему Положению (п. 3.2).
В соответствии с пунктами 2.2-2.5 Положения N 237-п списки утверждаются главой муниципального образования и в срок до 15 января текущего года направляются в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Департамент обеспечивает в пределах своей компетенции сверку сведений, содержащихся в списках, с федеральным реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Департамент на основании представленных списков в срок до 20 февраля текущего года формирует единый по автономному округу список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (далее - Единый список) согласно очередности в разрезе муниципальных образований. Единый список утверждается директором Департамента.
Департамент в течение пяти дней с даты утверждения Единого списка направляет его уполномоченным органам местного самоуправления в целях информирования граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, об очередности на получение субсидии.
Департамент после получения средств федерального бюджета на основании утвержденного Сводного списка в течение пятнадцати дней формирует и утверждает сводный список граждан - получателей субсидии в планируемом году (далее - Сводный список получателей субсидии).
Департамент осуществляет распределение средств федерального бюджета между муниципальными образованиями автономного округа, пропорционально количеству граждан, состоящих в Сводном списке получателей субсидии, с учетом даты их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3.6).
Из вышеприведенных положений усматривается, что поскольку Кудрявцева В.В. состоит на учете с 28.02.2003, т.е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади до 01.01.2005, постольку в данном случае подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия по реализации мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе ХМАО-Югре.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемой ситуации предоставление жилья на основании договоров социального найма следует оценивать как альтернативу предоставления субсидии на приобретение жилья, исходя из того, что договор социального найма носит бессрочный характер, и права нанимателей обременяют право собственности муниципального образования на жилые помещения, устраняя, по общему правилу, собственника от реализации правомочий распоряжения ими.
Из взаимосвязанного анализа приведенных правовых норм следует, что предоставление субсидии нуждающимся на улучшение жилищных условий гражданам производится органом местного самоуправления в порядке делегирования ему государственных полномочий субъектом РФ путем финансирования через систему межбюджетных трансфертов. Доведение субвенции до конечного получателя подчинено процедуре согласования сформированного главой муниципального образования перечня управомоченных на получение льготы граждан с Департаментом строительства. Соответствующий перечень оформляется при наличии заявления лица, претендующего на субсидию в следующем году.
Как следует из письма Департамента строительства ХМАО-Югры N 34-Исх-7362 от 12.08.2015 в адрес и.о. директора Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района, Кудрявцева В.В. включена в Единый список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, в 2014 г. - на основании Приказа Департамента от 17.01.2014 N 3-П, в 2015 г. - на основании Приказа Департамента от 19.01.2015 N 6-П. Заявление установленной формы о предоставлении субсидии в соответствии с п. 3.2 Положения в период с 2014-2015 гг. Кудрявцевой В.В. представлено не было, соответственно, в Сводный список граждан-получателей субсидии в планируемом году заявительница не включена. В связи с отсутствием заявления Кудрявцевой В.В. о предоставлении субсидии в планируемом году Администрации Сургутского района средства федерального бюджета в период с 2014-2015 гг. на обеспечение жилищной субсидией Кудрявцевой В.В. Департаментом не распределены (л.д. 101-105 т.2).
Департамент строительства ХМАО-Югры в названном письме также подтвердил направление заявок на предоставление из федерального бюджета субвенций на 2014 и 2015 гг. и получение субвенций за 2013 и 2014 гг.
Таким образом, поскольку Кудрявцева В.В. в сводный список получателей субсидии на планируемый год не попала, истцу, тем самым, не предоставлялась субвенция для целей реализации делегированных ему автономным округом государственных полномочий в соответствующей части.
В предмет иска входит вопрос о взыскании с Российской Федерации убытков.
Соответственно, истец должен представить доказательства наличия убытков вследствие неправомерного поведения ответчика и размера убытков.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений, соответствующими доказательствами, отвечающими признакам относимости и допустимости (статьи 67, 68 АПК РФ). Бремя доказывания в условиях состязательного процесса охватывает все виды действий, которые необходимо предпринять стороне для подтверждения истинности его утверждений и опровержения заявлений противоположной стороны.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд апелляционной инстанции считает, что вменяемые истцом Российской Федерации убытки не доказаны.
Судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ подлежат оспоренные или нарушенные права.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав.
Способы защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации субъективных прав. Целью обращения в суд с соответствующим исковым заявлением является восстановление нарушенных прав истца.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
К числу таких условий по смыслу статей 15, 1064, 1069 ГК РФ отнесены следующее: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Истец, требуя возмещения реального ущерба, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, должен доказать наличие всех указанных элементов деликтной ответственности в их совокупности.
В данном случае департамент не доказал, что понесенные им расходы на предоставление жилья по договорам социального найма возникли по причинам ответчика. Оснований считать, что способ исполнения решения суда общей юрисдикции обусловлен неисполнением Российской Федерацией своих расходных обязательств по предоставлению субвенций, у апелляционной коллегии не имеется. Как указал Минфин России в представленном отзыве, в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (таблица 24 приложения 34) на обеспечение жильем отдельных категорий граждан Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре было выделено 119 575 тыс. рублей. Информации о том, что указанные средства не были израсходованы в полном объеме в 2014 году (оба жилых помещения приобретались в 2014 г.) либо их не хватило ни Министерству финансов РФ, ни суду предоставлено не было. Таким образом, департаментом не приведено доказательств того, что Российская Федерация не исполняла свои расходные обязательства в соответствии с законодательством о социальной поддержке. Иными словами, элемент противоправности на стороне ответчика не установлен, что исключает состав вменяемого ответчику деликта.
Изложенное выше свидетельствует о наличии законодательно установленного механизма социальной защиты инвалидов посредством обеспечения их жилыми помещениями, назван источник средств и порядок их расходования ( ст.ст 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", названные выше нормативно-правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа).
В данном случае истец был вправе рассчитывать на возмещение субъектом Российской Федерации предоставленной им инвалиду субсидии за счет субвенции из федерального бюджета, размер который должен определяться в соответствии с нормативно установленным порядком.
В предмет настоящего спора оценка правоотношений по этому поводу между истцом и государственными органами ХМАО не входит.
Кроме того, нельзя не отметить и то обстоятельство, что департамент не подтвердил корректными доказательствами размер заявленных ко взысканию убытков.
Как следует из материалов дела, по договорам социального найма жилого помещения N 64 от 31.12.2014 и N 13 от 04.03.2015 (л.д. 71-76 т.1) нанимателям предоставлены жилые помещения - квартиры N 81 и N 83 по адресу: Сургутский район, городское поселение Белый Яр, ул. Некрасова, д. 3/1.
Согласно свидетельству о праве собственности 86-АБ 970987 от 17.12.2014 за истцом зарегистрировано право на квартиру N 81 на основании акта приема-передачи квартир к муниципальному контракту N 0187300014714000396-0123936-01 участия в долевом строительстве от 15.12.2014 (л.д. 67 т.1).
Свои убытки по приобретению однокомнатной квартиры истец связывает с выделением денежных средств из бюджета округа и бюджета Сургутского района в размере 1 759 970 рублей. В подтверждение чего, в частности, им представлен муниципальный контракт от 31.07.2014 N 0187300014714000396-0123936-01 на участие в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирном доме в г.п. Белый Яр (л.д. 50-66 т.1).
В соответствии с п. 2 контракта его цена составила 3 519 940 рублей. Источник финансирования: средства бюджета ХМАО-Югры в размере 90% от цены контракта - 3 167 946 руб., средства бюджета Сургутского района в размере 10% от цены контракта - 351 994 рубля.
По условиям приложения N 1 к данному контракту истцом приобретались две квартиры (л.д. 61 т.1). При этом адрес расположения многоквартирного дома согласно контракту - п.г.т. Белый Яр, ул. Лесная. В то время как предоставленные по договорам социального найма квартиры, включая однокомнатную, расположены по адресу: ул. Некрасова, д. 3/1.
Ответчик в отзыве на иск изложил опровержение в части обоснованности затрат по приобретению истцом однокомнатной квартиры с учетом установленных выше обстоятельств.
В свою очередь, департамент процессуальными средствами доказывания возражения ответчика не оспорил. Сомнения в относимости части представленных доказательств, таким образом, не устранены.
Убытки в размере 3 519 940 рублей относимыми доказательствами не подтверждены (статья 68 АПК РФ). Кроме того, исходя из условий исследуемого контракта, затраты истца ограничены 10% стоимости контракта - 351 994 рубля. В связи с чем расчет департамента в указанной части также нельзя признать обоснованным.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.09.2015 по делу N А75-6017/2015 отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2015 года по делу N А75-6017/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6017/2015
Истец: Департамент имущественных и земельных Администрации Сургутского района, Департамент имущественных и земельных администрации Сургутского р-на
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управление Федерального казначейства по ХМАО-Югре
Третье лицо: Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры