г. Москва |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А41-46801/15 |
Резолютивная часть определения объявлена 08 декабря 2015 года.
Определение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального государственного унитарного предприятия "АПК Воскресенский" - Волохова В.П. (представителя по доверенности от 17.08.2015), Милюкова И.Ю. (представителя по доверенности от 14.01.2015),
от Правительства Московской области - Григорьева Д.В. (представителя по доверенности от 08.09.2015),
от Управления делами Президента Российской Федерации - Ивановой М.А. (представителя по доверенности от 02.06.2015),
от Министерства имущественных отношений Московской области - Сапрыкина А.В. (представителя по доверенности от 12.01.2015),
от администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области - извещена, представитель не явился,
от закрытого акционерного общества "Олимпик Сити" - Войтенко Д.С. (представителя по доверенности от 05.02.2015),
от МРИ ФНС N 51 по г.Москве - Пантелеевой И.В. (представителя по доверенности от 05.02.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "АПК Воскресенский" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2015 по делу N А41-46801/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "АПК "Воскресенский" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Правительству Московской области, Управлению делами Президента Российской Федерации со следующими требованиями:
1. Признать недействительным полностью постановление от 26.06.2008 N 496/23 "О включении земельных участков в границы пос. Назарьево сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района", принятое Правительством Московской области. В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
2. Признать недействительным полностью постановление от 26.06.2008 N 495/23 "О включении земельных участков в границы д. Матвейково сельского поселения Назарьевкое Одинцовского муниципального района", принятое Правительством Московской области. В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
3. Признать недействительным полностью постановление от 20.08.2008 N 697/30 "О включении земельных участков в границы п. подсобного хозяйства "Воскресенское", д. Городище, д. Каракашево, д. Лаптево, д. Расторопово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района", принятое Правительством Московской области. В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
4. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в реестр кадастровой стоимости земельных участков заявителя по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, 01.01.2015;
5. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве внести изменения в реестр кадастровой стоимости земельных участков заявителя по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, 01.01.2015;
6. Обязать ИФНС N 22 по Московской области произвести перерасчет земельного налога в отношении земельных участков заявителя за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.;
7. Обязать ИФНС N 51 по г. Москве произвести перерасчет земельного налога в отношении земельных участков заявителя за 2010 год, 2011 год, 2012 год, 2013 год, 2014 год (дело N А41-43494/15).
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2015 по делу N А41-43494/15 выделены в отдельное производство следующие требования: "Признать недействительным полностью постановление от 20.08.2008 N 697/30 "О включении земельных участков в границы п. подсобного хозяйства "Воскресенское", д. Городище, д. Каракашево, д. Лаптево, д. Расторопово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района", принятое Правительством Московской области. В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя".
Делу по данным требованиям присвоен N А41-46801/15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, закрытое акционерное общество "Олимпик сити", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Правительством Московской области издано постановление от 20.08.2008 N 697/30 "О включении земельных участков в границы п.подсобного хозяйства "Воскресенское", д. Городище, д. Каракашево, д. Лаптево, д. Растропово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района", которым
1) земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:130304:0278, 50:21:130304:0279, 50:21:130304:0280, 50:21:130304:0281, 50:21:130304:0282, 50:21:130304:0283, 50:21:130304:0284, 50:21:130202:0154, 50:21:130302:0026, 50:21:130302:0027, 50:21:130303:0046, 50:21:130304:0057, 50:21:130304:0058, 50:21:130304:0059, 50:21:130304:0060, 50:21:130202:0155 включены в границы п.подсобного хозяйства "Воскресенское" сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района,
2) земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:130104:0666, 50:21:130104:0667, 50:21:130104:237, 50:21:130104:238, 50:21:130104:239, 50:21:130104:240, 50:21:130104:241, 50:21:130104:242, 50:21:130104:243, 50:21:130104:0245, 50:21:130104:0246, 50:21:130104:0247, 50:21:130104:0248, 50:21:130104:0249, 50:21:130206:0287 включены в границы д. Городище сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района,
3) земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:130302:0028, 50:21:130302:0029, 50:21:130403:0015 включены в границы д. Каракашево сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района,
4) земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:140308:69, 50:21:140308:0070, 50:21:140308:0071 включены в границы д. Лаптево сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района,
5) земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:130105:197, 50:21:130105:0198, 50:21:130104:0244 включены в границы д. Расторопово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района, изменен разрешенного использования земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Не согласившись с данным постановлением Правительства Московской области 2008 года, предприятие 17.06.2015 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предприятия, суд первой инстанции сослался на пропуск, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока обжалования ненормативного правового акта.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению ввиду следующего.
Суд правильно указал на истечение трехмесячного срока с того момента, как предприятие узнало (должно было узнать) об оспаривании постановления Правительства Московской области издано постановление от 20.08.2008 N 697/30.
Между тем в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Пунктами 9,10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" к существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт отнесены следующие признаки: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
Таким образом, для отнесения оспариваемого акта к нормативным актам суд должен установить факт распространения правовых норм (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.
Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.
Исходя из этого постановление Правительства Московской области от 20.08.2008 N 697/30, опубликованное в Информационном вестнике Правительства Московской области (N 9, 30.09.2008), является ни чем иным как нормативным правовым актом.
Тем самым, суд первой инстанции допущена ошибочная оценка данного постановления Правительства Московской области как ненормативного правового акта.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Согласно абзацу 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае, когда суд апелляционной инстанции ошибочно принял к производству апелляционную жалобу на судебный акт, не подлежащий обжалованию в порядке апелляционного производства, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 150, 151, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по апелляционной жалобе федерального государственного унитарного предприятия "АПК "Воскресенский" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2015 по делу N А41-46801/15 прекратить.
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46801/2015
Истец: Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, ЗАО "ОЛИМПИК СИТИ", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 51 ПО Г. МОСКВЕ, ФГУП "АПК "Воскресенский"
Ответчик: ООО "Экспосбыт", Управление делами Президента Российской Федерации
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области