город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2015 г. |
дело N А32-17114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Филимоновой С.С., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.09.2015 по делу N А32-17114/2015
по заявлению открытого акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании решения и предписания незаконными,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 14.02.2015 по делу N 13/2015; о признании незаконным предписания от 14.02.2015 N 20-13/2015.
Решением суда от 23.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду доказанности факта нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в не исполнении обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств ООО "Колос".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением по заявлению ООО "Колос" на бездействие общества, выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 22.09.2011 N 3-38-11-855, возбуждено дело N 13/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения дела N 13/2015 Комиссией управления в действиях общества установлен факт нарушения части 1 статьи 10 закона N 135-ФЗ, выразившегося в ущемлении интересов ООО "Колос" путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 22.09.2011 N 3-38-11-855 в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; выдано обществу предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий в срок до 06.07.2015 общество исполнить обязательства согласно заключенному договору от 22.09.2011 N 3-38-11-855 и техническим условиям от 22.08.2011 N 3-38-11-855 в части обязательств, возложенных на общество, включая осуществления фактического присоединения объекта ООО "Колос".
Общество обжаловало указанные решение и предписание в суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В частности, согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, подлежи удовлетворению только при одновременном наличии двух условий: 1) если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; 2) если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие данных условий недействительности решения и предписания антимонопольного органа не подтверждено материалами дела.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, при этом правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 10 закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135- ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Материалами дела подтверждается, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар с долей 100 %.
Правилами технологического присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Как усматривается из материалов дела, между подателем жалобы ООО "Колос" и обществом заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 22.09.2011 N 3-38-11-855.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ заявителя, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Тургенева, дом N 122 (далее - Объект).
Пункт 6 Договора предусматривает, что сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 8 Договора Заявитель обязан надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Пункт 5 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям между заявителем и сетевой организацией, заключен 22.09.2011, следовательно, срок выполнения мероприятий - до 22.03.2012.
Из материалов дела следует, что общество в связи с выполнением возложенного на него технического условия обязательств, в адрес общества направил сведения и документы, необходимые для технологического присоединения к сетям объекта энергопотребления. ООО "Колос" исполнил обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.
Доказательств неисполнения обществом обязательств по оплате расходов на технологическое присоединение и выполнению требуемых мероприятий со стороны потребителей, в материалах дела не имеется.
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500-м. в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в установленные законодательством сроки сетевая организация не исполнила обязательства по фактическому присоединению объекта ООО "Колос" к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения, а так же согласно условиям договора от 22.09.2011 N 3-38-11-855 (6 месяцев с даты заключения договора), что в свою очередь ставит общество в более выгодное положение по сравнению с заявителем, а так же препятствует дальнейшему осуществлению энергоснабжения объекта заявителя, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения.
Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Общество документально не подтвердило наличия обстоятельств объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заказчика (гражданина) и сетевой организации.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что осуществление технологического присоединения объекта заявителя возможно будет только после завершения строительно-монтажных работ ООО "ИСК "АТЛАНТ", с которым сетевой организацией был заключен договор строительного подряда в целях исполнения мероприятий по технологическому присоединению, поскольку невозможность согласования с иными лицами технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям не освобождает сетевую организацию от соблюдения императивно установленных законодателем сроков по исполнению мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается общество, не могут свидетельствовать о принятии обществом в полном объёме всех мер для соблюдения требований действующего законодательства и отсутствия в его деяниях при указанных обстоятельствах нарушения части 1 статьи 10 закона N 135-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется.
Таким образом, обществом в нарушение положений Правил технологического присоединения по истечении срока - 6 месяцев с даты заключения договора на технологическое присоединение - не обеспечено исполнение обязательств, определенных техническими условиями и не осуществлены действия по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (включая урегулирование отношений с иными лицами).
Бездействие общества по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанного договора на технологическое присоединение фактически лишает Маркелова В.В. возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договоров энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
Учитывая, что материалами дела подтверждается нарушение обществом установленного законом срока на технологическое присоединение к электрической сети, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, нарушают положения части 1 статьи 10 закона N 135-ФЗ.
В этой связи, у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого решения от 14.02.2015 N 13/2015 и выдачи предписания N 20-13/2015 от 14.02.2015. На этом основании суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании указанных актов управления незаконными, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба отклоняется.
В соответствии со ст.110 АПК РФ, п.п.3,12 п.1, ст.333.21 НК РФ, расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. возлагаются на общество как сторону по делу, не в пользу которого принят судебный акт апелляционной инстанции. Общество в списке приложенных к апелляционной жалобе документов указало платежное поручение об оплате госпошлины, однако, платежное поручение в материалы дела не представило. Поскольку при подаче апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по настоящему делу обществом не представлены доказательства уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции взыскивает с общества 1500 руб. указанной госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2015 по делу N А32-17114/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "НЭСК-электросети", ИНН 2308139496, юридический адрес: г. Краснодар, ул. Северная, д. 247, в доход федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17114/2015
Истец: "НЭСК-электросети", АО "НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФАС по КК