г. Челябинск |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А76-26639/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2015 г. по делу N А76-26639/2014 (судья Наконечная О.Г.).
Индивидуальный предприниматель Гусева Елена Викторовна (далее - предприниматель Гусева Е.В., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене выданного градостроительного плана N RU 74315000-0000000004432, утвержденного 23.07.2014, и обязании Администрации города Челябинска (далее также - Администрация) и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - Управление) выдать градостроительный план в надлежащей форме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2015 требования заявителя удовлетворены, признан недействительным градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением Администрации города Челябинска от 23.07.2014 N 4391-п "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул.Барбюса в Ленинском районе г.Челябинска", Администрации и Управлению предписано подготовить, утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Гусевой Елене Викторовне в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу надлежащим образом оформленный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:36:0316004:78, расположенного по адресу: по ул.Барбюса в Ленинском районе г.Челябинска.
Кроме того, с Администрации города Челябинска и Управления в пользу предпринимателя Гусевой Е.В. взыскана государственная пошлина в сумме 1000 руб. (с каждого).
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что при подготовке градостроительного плана Администрация не располагала необходимой информацией для ее отражения при заполнении формы. В настоящее время необходимые документы отсутствуют, в связи с чем, указание дополнительных параметров не представляется возможным осуществить. Вывод суда об обязании выдать надлежащим образом, оформленный план не обоснован и противоречит градостроительному законодательству. Судом первой инстанции не разъяснены критерии "надлежащим образом оформленного плана", что затруднит исполнение решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель Гусева Е.В. 02.06.2011 и Комитет подписали договор краткосрочной аренды земли УЗ N 007542-К-2011, согласно которому заявителю передан в аренду по акту приёма-передачи от 27.04.2010 земельный участок с кадастровым номером 74:36:0316004:78, площадью 653 кв.м, по адресу: г.Челябинск, Ленинский район, ул. Барбюса, для строительства магазина без проведения торгов (л.д. 9-15, 19-22).
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт 18.03.2010, разрешённое использование согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.10.2014 N 7400/101/14-745770: "Для размещения магазина" (л.д. 27-29).
Предприниматель обратилась к главе Администрации города Челябинска с заявлением, в котором просила выдать градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0316004:78, площадью 653 кв.м, по адресу: г.Челябинск, Ленинский район, ул. Барбюса, для строительства магазина.
Распоряжением от 23.07.2014 N 4391-п Администрация утвердила прилагаемый градостроительный план земельного участка по ул. Барбюса в Ленинском районе г. Челябинска (л.д. 16, 17, 24-26).
Не согласившись со сведениями, внесенными в вышеуказанный градостроительный план земельного участка, полагая, что такой градостроительный план нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными претензии предпринимателя к содержанию утвержденного градостроительного плана.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Требования заявителя носят характер оспаривания действий Администрации и Управления по подготовке, утверждению и выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительного плана земельного участка без взимания платы. Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа (не в составе проекта межевания территории) по обращению заявителя Кодексом не установлен.
Положениями главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2). В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (ч.3). Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5)
Частями 1 и 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 этого Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 N 21/2 утвержден Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске, в соответствии с которым подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов осуществляются Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска на основании заявлений физических и юридических лиц (пункты 4, 5), градостроительный план земельного участка утверждается правовым актом Администрации города или уполномоченным должностным лицом Администрации города (пункт 13).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка (далее - Форма), согласно которой необходимость заполнения отдельных строк градостроительного плана земельного участка поставлена в зависимость в том числе от распространения на земельные участки действия градостроительных регламентов или установления на земельные участки градостроительных регламентов.
Статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
Частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2), которые в силу части 1 статьи 38 этого Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4); иные показатели (пункт 5).
В рассматриваемой ситуации арендованный заявителем земельный участок с кадастровым номером 74:36:0316004:78 расположен в территориальной зоне В.2.2, в отношении которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, установлен градостроительный регламент.
Указанной выше Формой предусмотрено отражение в градостроительном плане земельного участка, на который градостроительный регламент распространяется, в том числе информации:
- номер объекта капитального строительства, согласно чертежу, размера и площади объекта строительства (пункт 2.2.1);
- предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений (пункт 2.2.2.);
- максимальный процент застройки в границах земельного участка (пункт 2.2.3.);
- иные показатели (пункт 2.2.4).
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 11.08.2006 N 93, строка градостроительного плана 2.2.4 "Иные показатели" заполняется при наличии дополнительной информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в нарушение указанных требований градостроительный план земельного участка N RU 74315000-0000000004432 не содержит сведения о конкретных параметрах, объективно необходимых для проектирования и строительства объекта: площади объекта строительства (пункта 2.2.1.), предельном количестве этажей или предельной высоте здания (пункт 2.2.2.), максимальном проценте застройки в границах земельного участка (пункт 2.2.3.), что противоречит требованиям к содержанию градостроительного плана земельного участка, установленным пунктом 2 части 6 статьи 30, части 1 статьи 38, статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 типовой формы градостроительного плана, утвержденной приказом Минрегионразвития России от 10.05.2011 N 207.
Таким образом, градостроительный план в указанной части не соответствует закону и не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, доказательства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для введения приведенных в указанных пунктах ограничений в материалы дела не представлено.
В этой связи оспоренные действия по подготовке, утверждению и выдаче заявителю градостроительного плана в указанной части обоснованно признаны судом незаконными.
Как верно указано судом первой инстанции, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о непредоставении документов отклоняется, так как требование о предоставлении каких-либо документов не соответствует законодательству.
Поскольку решение об удовлетворении заявленных требований является правильным, заявителем не указывались конкретные требования к оформлению плана, а суд по своей инициативе не вправе выйти за пределы исковых требований, отсутствие в резолютивной части решения такого указания не может служить основанием для отмены судебного акта.
Из мотивировочной части следует, что оспоренный градостроительный план оформлен и выдан с нарушением требований к содержанию градостроительного плана земельного участка, установленных пунктом 2 части 6 статьи 30, частью 1 статьи 38, статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 типовой формы градостроительного плана, утвержденной приказом Минрегионразвития России от 10.05.2011 N 207. Следовательно, при исполнении решения суда следует соблюдать указанные требования нормативных правовых актов.
Кроме того, данные вопросы могут быть разрешены судом при разъяснении судебного акта в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суд апелляционной инстанции отмечает, что все ссылки на требования к оформлению надлежащего плана приведены в решении суда.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и выводов суда первой инстанции. Эти доводы исследованы, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Избранный судом в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации способ восстановления нарушенного права заявителя указанными действиями Администрации (обязание должностных лиц подготовить, утвердить и выдать предпринимателю в 30-тидневный срок с момента вступления решения в законную силу градостроительного плана, соответствующего нормативным требованиям) соответствует содержанию удовлетворенных требований заявителя и направлен на устранение допущенных совершением незаконных действий нарушений прав и законных интересов предпринимателя. Препятствий для совершения Управлением указанных судом действий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2015 г. по делу N А76-26639/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26639/2014
Истец: Гусева Елена Викторовна
Ответчик: Администрация г. Челябинска, Администрация города Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска