г. Чита |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А19-4550/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Доржиева Э.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника Астахова Анатолия Федоровича на определение Арбитражного суда Иркутской области от 7 октября 2015 года по ходатайству конкурсного управляющего должника Астахова Анатолия Федоровича о разрешении разногласий и утверждении Порядка продажи имущества должника посредством публичного предложения по делу N А19-4550/2011 по заявлению Федеральной налоговой службы о признании областного государственного унитарного предприятия "Окравтодор" (ОГРН 1028500598510, ИНН 8506006971, адрес: 669001, поселок городского типа Усть-Ордынский, ул. 50 лет Октября, корпус 41) несостоятельным (банкнотом), (суд первой инстанции: Волкова И.А.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.02.2012 ОГУП "Окравтодор" (ОГРН 1028500598510, ИНН 8506006971, адрес: 669001, поселок городского типа Усть-Ордынский, улица 50 лет Октября, корпус 41) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Дроздов А.В.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.07.2013 Дроздов А.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОГУП "Окравтодор", конкурсным управляющим ОГУП "Окравтодор" утвержден арбитражный управляющий Алахкулиев С.Т.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22.01.2014 Алахкулиев С.Т. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОГУП "Окравтодор", конкурсным управляющим ОГУП "Окравтодор" утвержден арбитражный управляющий Астахов А.Ф.
Конкурсный управляющий ОГУП "Окравтодор" Астахов А.Ф. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с ходатайством о разрешении разногласий и утверждении порядка продажи имущества должника посредством публичного предложения, разработанный и предложенный для утверждения собранию кредиторов.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 7 октября 2015 года утверждено Положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор" посредством публичного предложения в редакции, разработанной конкурсным управляющим ОГУП "Окравтодор" и предложенной для утверждения собранию кредиторов 07.07.2015, за исключением абзаца 2 раздела 3 Положения.
Изложен абзац 2 раздела 3 Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор" посредством публичного предложения в следующей редакции:
В течение срока приема заявок начальная цена продажи имущества должника подлежит последовательному снижению в следующем порядке:
- по истечении 20 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 15% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 40 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 30% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 50 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 40% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, конкурсный управляющий должника Астахов Анатолий Федорович обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Арбитражным судом установлена так называемая цена отсечения, ниже которой цена имущества при продаже посредством публичного предложения снижаться не может - 60% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения. Установление цены отсечения не соответствует действующему законодательству, поскольку Закон о банкротстве предусматривает продажу имущества должника без установления какой-либо минимальной цены. При этом в мотивировочной части обжалуемого определения судом сделан вывод о дальнейшей судьбе имущества, нереализованного посредством публичного предложения при снижении цены до установленной судом минимальной цены (до цены отсечения). Однако исходя из буквального толкования статьи 148 Закона о банкротстве возможность предложить кредиторам передачу имущества в натуре в счет погашения их требований к должнику возникает только после того, как установлена неликвидность этого имущества. При этом сам по себе факт отсутствия реализации по цене отсечения не свидетельствует о том, что имущество не может быть продано вообще. Судом никак не мотивировано установление цены отсечения в размере именно 60% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения. При установлении цены отсечения в размере 60% от начальной цены при наличии у потенциальных покупателей заинтересованности в приобретении имущества за 59% от начальной цены, конкурсный управляющий не сможет реализовать имущество по такой цене, поскольку после достижения цена отсечения торги прекращаются. Установление цены отсечения порождает неопределенность относительно дальнейшей продажи имущества, для устранения которой потребуется дополнительное время и дополнительные финансовые вложения, что не соответствует цели конкурсного производства, не отвечает требованиям разумности и добросовестности. Кроме того, при утверждении порядка продажи имущества должника посредством публичного предложения судом взят за основу не проект Порядка, представленный собранию кредиторов 07.07.2015 г., а проект Положения, разработанного конкурсным управляющим к собранию кредиторов 17.02.2015 г. При этом указанное Положение не соответствует действующей редакции Закона о банкротстве (в части определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения).
Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания, привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Конкурсным управляющим ОГУП "Окравтодор" проведена инвентаризация имущества должника, по результатам которой установлено наличие у должника движимого имущества (транспортных средств, самоходных машин, емкости, металлолома), недвижимого имущества (квартиры) (инвентаризационные описи N N 1-6 от 06.06.2014).
В силу пункта 1 статьи 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счет имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Конкурсным управляющим ОГУП "Окравтодор" с привлечением оценщика ООО "АОС "Золотое правило" проведена оценка имущества должника.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов оценки: движимого имущества в составе транспортных средств, самоходных машин, емкости и металлолома N 05/08-14п от 15.11.2014, рыночная стоимость указанного имущества составляет 2 532 400 руб.
В силу пункта 1.1 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в указанной статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с данным Федеральным законом, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.
Как следует из материалов дела, 17.02.2015 собранием кредиторов ОГУП "Окравтодор" утверждено предложенное конкурсным управляющим Астаховым А.Ф. Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор" в количестве 47 лотов.
16.04.2015 года конкурсным управляющим проведены торги по продаже имущества должника, по результатам которых принято решение о заключении договоров купли-продажи с единственным участником торгов по лотам N N 1, 3, 13, 22, 24, 28, 29, 32, 33.
Участник торгов по лотам N N 1, 3, 24, 28 уклонился от подписания договоров купли-продажи и от оплаты имущества.
17.06.2015 года конкурсным управляющим проведены повторные торги по продаже имущества должника, по результатам которых приняты решения о заключении договоров купли-продажи с единственным участником торгов по лотам N N 20, 36.
Участник торгов по лоту N 36 уклонился от подписания договора купли-продажи и от оплаты имущества.
После проведения повторных торгов по продаже имущества ОГУП "Окравтодор" осталось нереализованным имущество.
Согласно пункту 4 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
В соответствии с Положением о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор", утвержденным собранием кредиторов ОГУП "Окравтодор"
07.02.2015 порядок продажи имущества посредством публичного предложения утверждается собранием кредиторов должника.
Конкурсным управляющим Астаховым А.Ф. было разработано и предложено на утверждение собранию кредиторов ОГУП "Окравтодор" от 07.07.2015 Положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор".
Согласно протоколу собрания кредиторов ОГУП "Окравтодор" от 07.07.2015 в собрании кредиторов принимал участие кредитор, обладающий 16 185 122 руб. 09 коп. - 97,17% от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, а именно: ФНС России (16 185 122,09 голосов).
Таким образом, кворум, необходимый для признания собрания кредиторов ОГУП "Окравтодор" от 07.07.2015 правомочным, имелся.
На указанном собрании кредиторов от 07.07.2015 большинством голосов ФНС России проголосовала против утверждения Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор".
Абзацем 2 пункта 1.1 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено такое предложение, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи этого имущества.
Согласно абзацу 2 раздела 3 Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор" посредством публичного предложения в течение срока приема заявок начальная цена продажи имущества должника подлежит последовательному снижению в следующем порядке:
- по истечении 10 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 15% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 15 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 30% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 20 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 45% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 25 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 60% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 30 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 75% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения,
- по истечении 35 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 90% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения.
- по истечении 40 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 95% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения.
- по истечении 45 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается на 99% от начальной цены продажи, установленной при продаже имущества посредством публичного предложения.
- по истечении 50 календарных дней с даты начала приема заявок цена продажи имущества снижается до одного рубля.
Представитель ФНС России возражал относительно утверждения предложенного конкурсным управляющим Положения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ОГУП "Окравтодор" в части снижения начальной цены продажи имущества до 1 рубля.
Суд первой инстанции с доводами уполномоченного органа согласился, устанавливая цену отсечения, суд руководствовался положениями статей 2, 148, 59 Закона о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения, поскольку определение судом цены отсечения направлено на соблюдение баланса интересов кредиторов и должника.
Доводы апеллянта относительно принятия за основу цены отсечения проект Положения, разработанного конкурсным управляющим к собранию кредиторов 17.02.2015 г., а не проект Порядка, представленный собранию кредиторов 07.07.2015 г. судом не принимаются, поскольку представленный собранию проект кредиторами не утвержден. При том, что на суд возложена обязанность не только разрешать возникшие между кредиторами и конкурсным управляющим разногласия, но и выполнять функцию контроля за процессом реализации имущества должника.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 7 октября 2015 года по делу N А19-4550/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.