г. Пермь |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А50-18408/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Пермский мясокомбинат" (ОГРН 1025900756881, ИНН 5903003876) - Гарбар Е.О., доверенность от 07.10.2015,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Темербаева Н.А., доверенность от 20.04.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 октября 2015 года
по делу N А50-18408/2015
принятое судьей А.В. Дубовым
по заявлению открытого акционерного общества "Пермский мясокомбинат"
к государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Открытое акционерное общество "Пермский мясокомбинат" (далее - заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения, вынесенного Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС, фонд) от 11.06.2015 N 413 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что суд не учел положения главы п. 13.5 ст. 13 Устава ОАО, согласно которым к компетенции Совета директоров относится утверждение договора с директором, установление и утверждение размера выплачиваемых компенсаций; фактически выплата директору произведена на основании решения Совета директоров, оформленного протоколом заседания от 03.07.2014 г., то есть связана с трудовыми отношениями и подлежит обложению страховыми взносами. Суд неправомерно не применил пункты 3 и 12 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, в которых поименованы выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделением ФСС проведена документальная выездная проверка общества по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт от 17.04.2015 N 700 н/с и вынесено решение от 11.06.2015 N 413 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанным решением страхователю предложено перечислить недоимку, образовавшуюся в результате занижения облагаемой базы, в сумме 3 448 руб. и пени в сумме 71,93 руб.
Основанием для вынесения решения послужили выводы заинтересованного лица о том, что в июле 2014 года общество на основании приказа от 03.07.2014 N 336-П и в соответствии с решением Совета директоров выплатило работнику Маньковскому А.М. материальную помощь в сумме 431 000 руб. При этом страховые взносы на указанную сумму не начислялись, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на 431 000 руб., и, как следствие, занижении начисленных страховых взносов.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что спорные являются компенсационными, что не позволяет классифицировать их как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд не учел положения главы п. 13.5 ст. 13 Устава ОАО, согласно которым к компетенции Совета директоров относится утверждение договора с директором, установление и утверждение размера выплачиваемых компенсаций; спорная выплата произведена на основании решения Совета директоров, оформленного протоколом заседания от 03.07.2014 г., то есть фактически связана с трудовыми отношениями и подлежит обложению страховыми взносами. Суд неправомерно не применил положения пунктов 3 и 12 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами только суммы материальной помощи, оказываемой страхователями физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью, а также оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период. Спорная сумма к выплатам, поименованным в пунктах 3 и 12 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не относится.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений, а также гражданско-правовых договоров.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя устанавливать стимулирующие выплаты.
К выплатам стимулирующего характера относятся различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения затрат, связанных с исполнением работниками трудовых и иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что работнику (директору) общества Маньковскому А.М. в связи с перенесенной им медицинской операцией на основании приказа от 03.07.2014 N 336-П выплачена материальная помощь в сумме 431 000 руб. Выплата произведена из бюджета "Социальная программа и благотворительность" по статье "Материальная помощь".
Представленное заявителем Положение об оплате труда и премировании рабочих, служащих и руководителей ОАО "Пермский мясокомбинат", утвержденное приказом от 29.10.2013 N 322-П не содержит обязанности общества выплачивать своим работникам материальную помощь в связи с перенесенными медицинскими операциями. Доказательств того, что указанная материальная выплата произведена в качестве поощрения за труд либо была гарантирована работнику за достижение какого-либо результата, в материалах дела не имеется.
Поскольку выплата материальной помощи не связана с выполнением работником трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что материальная помощь не может быть отнесена к составной части заработной платы.
Таким образом, спорная выплата Маньковскому А.М. объектом обложения страховыми взносами не является, оснований для доначисления страховых взносов у заинтересованного лица не имелось, что правомерно было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Довод фонда о том, что согласно подпункту 12 пункта 13.5 статьи 13 Устава общества к компетенции Совета директоров общества относится утверждение договора с Единоличным исполнительным органом (директором) общества, в том числе в части размера выплачиваемых вознаграждений и компенсаций и утверждение размеров и компенсаций, выплачиваемых Единоличному исполнительному органу общества, отклоняется. Принимая во внимание, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, то несмотря на наличие у общества с Маньковским А.М. трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.
Заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции неправомерно не применил положения пунктов 3 и 12 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой страхователями физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью, а также оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период. Учитывая, что спорные суммы к Перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы, не относятся, то они подлежат обложению страховыми взносами.
Указанные доводы подлежат отклонению.
Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанный в статье 20.2 Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит применению в совокупности с положениями статьи 20.1 Закона и иных перечисленных выше нормативных актов, в соответствии с которыми объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда. Следовательно, Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Принимая во внимание изложенное, независимо от наличия или отсутствия спорных выплат в статье 20.2 Закона, на них не могут быть начислены страховые взносы.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 октября 2015 года по делу N А50-18408/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18408/2015
Истец: ОАО "ПЕРМСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ"
Ответчик: ГУ - ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ - ПРО ФСС РФ