г. Чита |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А19-14179/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Юдина С.И., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Каравай" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года по делу N А19-14179/2014 по иску Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Ангарска (ОГРН 1023800527805, ИНН 3801056868; 665832, Иркутская обл., г. Ангарск, ул. Ворошилова, 65) к Открытому акционерному обществу "Каравай" (ОГРН 1023800516079, ИНН 3801008303; 665824, Иркутская обл., г. Ангарск, 251-й квартал, 1) о взыскании 2 294 157 руб. (суд первой инстанции: М.Н.Габескирия),
при участии в судебном заседании:
от ответчика представитель Посякова С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ангарска обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Каравай" о применении последствий недействительности сделки - договора об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, от 30.08.2011 N 407/11/2 ОРД, заключенного между Областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Ангарска и Открытым акционерным обществом "Каравай" - взыскании с Открытого акционерного общества "Каравай" в пользу Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Ангарска 2 294 157 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Из апелляционной жалобы следует, что истец обязан оплатить фактически выполненные и принятые им работы, возвратить неосновательное обогащение; ответчик является добросовестной стороной по договору.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Ангарска к открытому акционерному обществу "Каравай" о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания денежных средств.
Как установил суд первой инстанции и следует из дела, согласно пункту 1.1 заключенного областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Ангарска (Центром) - истцом по делу с открытым акционерным обществом "Каравай" (работодателем) - ответчиком по делу договора об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих представителей, находящихся под угрозой увольнения от 30 августа 2011 года N 407/11/2 ОРД, предметом договора является организация и проведение общественных работ для работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, на условиях частичного возмещения затрат на оплату труда участников общественных работ, в соответствии с Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 10 февраля 2011 года N 31-пп в части организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения за счет субсидий федерального бюджета, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и Постановлением Правительства Иркутской области от 21 марта 2011 года N 73-пп "Об утверждении Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год".
В соответствии с пунктом 3.1 договора цена составляет 2 294 157 руб. и не может превышать лимиты бюджетных обязательств, выделенных Центру на организацию общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения.
В соответствии с актом N 1 сдачи-приемки выполненных работ по договору за период с 30 августа по 25 декабря 2011 года (по договору N 407/11/2 ОРД от 30 августа 2011 года), в указанный период работодатель реализовал программу в следующих объемах: создано 110 единиц временных рабочих мест для трудоустройства 110 работников организации, в том числе по специальностям (профессиям): подсобный рабочий - 68 (чел.), техник - 42 (чел.).
Работодатель обеспечивал выплату заработной платы, участникам общественных работ.
Центр обеспечил перечисление средств на частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату за 3 месяца на сумму 2 294 157 руб. Условия (обязательства) договора N 407/11/2 ОРД от 30 августа 2011 года выполнены в полном объеме и в срок. Занятость работников ОАО "Каравай", участников общественных работ сохранена.
Истец платежными поручениями от 29 ноября 2011 года N 182005, от 19 декабря 2011 года N 1967833 перечислил денежные средства на общую сумму 2 294 157 руб. на счет ОАО "Каравай".
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (по состоянию на 19 декабря 2011 года) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу пункта 2 данной статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области проведена проверка использования Центром занятости средств, полученных из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, выделенная из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области в части организации общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, за 2011 год.
В ходе проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области установлено незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием - заключены договоры с работодателями "Об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения" не предусматривающие участие в общественных работах безработных граждан и граждан, находящихся в поисках подходящей работы, и возмещены им затраты по оплате труда работников-участников общественных работ, не являющихся безработными или находящихся в поисках работы;
- произведены перечисления средств организациям (работодателям) на возмещение затрат по оплате труда работников-участников общественных работ по договорам "Об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения", заключенным на выполнение работ, не имеющих социально полезную направленность, необходимых для развития социальной инфраструктуры г. Ангарска;
- возмещены расходы организациям (работодателям) по организации общественных работ, без предоставления документов, подтверждающих выплату заработной платы, перечисление НДФЛ и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- возмещены расходы двум организациям (работодателям) по организации общественных работ (ремонт мебели, пошив спецодежды, ремонт и изготовление тары, погрузоразгрузочные работы) не в соответствии с видами общественных, временных работ, предусмотренные программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области;
- приняты бюджетные обязательства на возмещение расходов по выполнению общественных работ при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на момент заключения договора с Открытым акционерным обществом "Каравай" (ОАО "Каравай) и соглашения к договору, заключенному с Открытым акционерным обществом "Ангарское управление строительства" (ОАО "АУС");
- нарушение порядка ведения бюджетного учет, составления и предоставления отчетности - не отражена по данным бюджетного учета кредиторская задолженность по счету 30242 "Расчеты по безвозмездному перечислению организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", что привело к искажению учетных данных по состоянию на 1 ноября 2011 года.
Указанные нарушения отражены в представлении о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29 декабря 2012 года N 81, которым Центру занятости предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
В отношении Центра занятости вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 29 декабря 2012 года N 20, согласно которому Центру занятости предписано принять меры по возмещению незаконно выплаченных сумм в доход бюджета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, предусматривающими возмещение ущерба.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-5440/2013 отказано в удовлетворении заявленного Областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Ангарска требования о признании недействительными принятых Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N81 от 29 декабря 2012 года и предписания по устранению выявленных нарушений N20 от 29 декабря 2012 года.
Также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу N А19-3953/2014 суд признал недействительным договор об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих представителей, находящихся под угрозой увольнения от 30 августа 2011 года N 407/11/2 ОРД, заключенный областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Ангарска с открытым акционерным обществом "Каравай".
В постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2013 года по делу N А19-5450/2013 отмечено, что с заявлениями о регистрации в качестве ищущих работу работники ОАО "Каравай" обратились в Центр занятости 31 августа 2011 года, то есть уже после заключения оспариваемого договора, а также то, что произведенные работы не имели социально полезной направленности, необходимой для развития социальной инфраструктуры г.Ангарска, они были направлены не на обеспечение общественных интересов, а на обеспечение интересов конкретного хозяйствующего субъекта - ОАО "Каравай", при этом данные работы произведены непосредственно штатными работниками этих организаций (лицами, имеющими опыт работы или не имеющими длительный перерыв в работе), которые не освобождались на период общественных работ от исполнения своих трудовых обязанностей; выполненные работы не носили временный или сезонный характер; с работниками, участвующими в выполнении общественных работ, срочные трудовые договоры не заключались, поскольку они уже являлись штатными работниками данной организации.
Применив положения статей 167, 168 ГК РФ, пункта 53 Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год, учитывая установленные при рассмотрении дел N N А19-5440/2013, А19-3953/2014 обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и о судебной ошибке, не является основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта по делу, в связи с чем оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2015 года по делу N А19-14179/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14179/2014
Истец: Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ангарска
Ответчик: ОАО "Каравай"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1353/16
17.12.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4389/15
29.06.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-14179/14
03.06.2015 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-14179/14