г. Тула |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А09-10352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (Брянская область, Брянский район, п. Путевка, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056) - Крупени Д.Е. (доверенность от 15.06.2015 N УФС-Д-34), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Брянск-Агро" (Брянская область, Клетнянский район, п.г.т. Клетня, ОГРН 1083243000323, ИНН 3243003930), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянск-Агро" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 по делу N А09-10352/2015 (судья Пулькис Т.М.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянск-Агро" (далее по тексту - общество, ООО "Брянск-Агро", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее по тексту - ответчик, административный орган, управление) о назначении административного наказания от 11.08.2015 N БР-ЮЛ-ЗН-0578-092/15 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям от 11.08.2015 N БР-ЮЛ-ЗН-0578-092/15 признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения. При этом суд первой инстанции посчитал, что применение административного штрафа в сумме 200 тысяч рублей не обеспечит назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В апелляционной жалобе ООО "Брянск-Агро" просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует вопросы изъятия земель сельскохозяйственного назначения у недобросовестных собственников и, ни в коем случае, не регулирует правоотношения с арендатором.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Брянск-Агро" на праве аренды с 26.08.2008 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 32:05:180201:97 площадью 53,3 га, расположенный вблизи д. Голубея, Дубровского района Брянской области, который в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним от 23.07.2015 N 32/001/001/2015-6373 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства".
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 22.06.2015 N 556 управлением совместно с Контрольно-счетной палатой Брянской области проведена проверка на территории Дубровского района Брянской области на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:05:180201:97, площадью 53,3 га.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статей 1, 7, 12, 13, 42, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ГОСТ 26640-85 "Земли. Термины и определения", ГОСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения" земельный участок с кадастровым номером 32:05:180201:97, площадью 53,3 га, расположенный вблизи д. Голубея, Дубровского района Брянской области, не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, управление 29.07.2015 составило протокол об административном правонарушении N БР-ЮЛ-ЗН-0602-011/15.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям вынес постановление от 11.08.2015 N БР-ЮЛ-ЗН-0578-092/15 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением управления, ООО "Брянск-Агро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Объективная сторона выражается в неиспользовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием в течение срока, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Субъектами могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Субъективная сторона характеризуется виной.
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Оборот земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель данной категории основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.
Как указано в данном Перечне, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; - залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 32:05:180201:97 площадью 53,3 га, расположенный вблизи д. Голубея, Дубровского района Брянской области, предоставленный ООО "Брянск-Агро" в аренду, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства".
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок на всей площади зарос однолетней и многолетней сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью естественного происхождения, участок на 100 % задернован, следы проведения агротехнических мероприятий (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности и пр.) и выпаса скота на земельном участке на момент осмотра отсутствуют.
Признаков осуществления на участке сельскохозяйственного производства не установлено.
Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.07.2015 N БР-ЮЛ-ЗН-0602-011/15, актом осмотра земельного участка от 23.06.2015 с приложением плана-схемы и фототаблицы и не опровергнуты ООО "Брянск-Агро".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса, является правомерным.
Акт осмотра от 23.06.2015 земельного участка содержит все необходимые сведения, идентифицирующие земельный участок: кадастровый номер, площадь, указание на способ определения границ земельного участка (GPS-навигатор Garmin eTrex), а также указание на неотъемлемые приложения - план-схему и фототаблицу.
В акте сделана запись о техническом средстве, примененном для проведения фотосъемки; указаны номера сделанных фотографий и точек, из которых были сделаны фотоснимки.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод суда первой инстанции о наличии вины заявителя в совершении вменяемого обществу правонарушения также является обоснованным, поскольку доказательств того, что ООО "Брянск-Агро" было лишено возможности для соблюдения установленных требований земельного законодательства и приняло все зависящие от него меры по своевременному выполнению обязанностей по использованию земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение более 3 лет, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.8 Кодекса.
Довод апеллянта о том, что пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует вопросы изъятия земель сельскохозяйственного назначения у недобросовестных собственников и, ни в коем случае, не регулирует правоотношения с арендатором, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным и его отмену, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Квалификация административного правонарушения соответствует нормам части 2 статьи 8.8 Кодекса.
В то же время суд первой инстанции, с учетом положений частей 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, счел необходимым и возможным снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с ООО "Брянск-Агро".
Как справедливо указал суд первой инстанции, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
Оценив представленные доказательства в их неразрывной совокупности, учитывая характер совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые, принимая во внимание, что ООО "Брянск-Агро", не используя спорный земельный участок, производило уплату арендных платежей за факт использования, неиспользование земельного участка не повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, суд первой инстанции решил вопрос об избрании в отношении заявителя административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100 тысяч рублей, адекватного и соразмерного конституционно значимым целям и ценностям, необходимого для их защиты и отвечающего требованиям справедливости.
Суд первой инстанции также обоснованно не усмотрел возможности для признания совершенного обществом деяния малозначительным. Оснований для переоценки указанного вывода у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно частично отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная ООО "Брянск-Агро" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.10.2015 N 358 государственная пошлина в сумме 3 тысяч рублей подлежит возврату обществу.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2015 по делу N А09-10352/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянск-Агро" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Брянск-Агро" (Брянская область, Клетнянский район, п.г.т. Клетня, ОГРН 1083243000323, ИНН 3243003930) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3 тысяч рублей, уплаченную по платежному поручению от 16.10.2015 N 358.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10352/2015
Истец: ООО " Брянск-Агро"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному надзору по Брянской и Смоленской областям
Третье лицо: ООО "Брянск-Агро", Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям