г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А26-2560/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: представитель Винцевич Т.В. (по доверенности от 27.10.2015),
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23389/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2015 по делу N А26-2560/2015 (судья Старовойтова И.В.), принятое по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК "Питкярантское центральное лесничество"
к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
о взыскании задолженности,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24) (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785, ИНН: 7802312751, место нахождения: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, 31) (далее - Ответчик, Общество) о взыскании 33 565 руб. задолженности по арендной плате по договору N 95 от 18.09.2014 за 2015 год, а также 307 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 16.02.2015 по 27.03.2015.
Решением арбитражного суда от 03.08.2015 в иске отказано.
Не согласившись с названным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции необоснованно согласился с расчетом Ответчика. Министерство полагает, что лесной участок был предоставлен для целей строительства линейного объекта, в связи с чем сам по себе ввод в эксплуатацию линейного объекта не свидетельствует о необходимости исчисления арендной платы с учетом поправочного коэффициента, установленного для случаев эксплуатации линейных объектов. Кроме того, податель жалобы полагает расчет задолженности Ответчика за 2015 год некорректным, как составленный с учетом периода лесопользования в 2014 году.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассматривалось в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В отзыве на жалобу Ответчик против ее удовлетворения возражал. Кроме того, в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сообщил о смене наименованию юридического лица на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Министерства, апелляционный суд установил следующее.
Предметом настоящего спора являются обязательства сторон, возникшие из договора аренды от 18.09.2014 N 95, заключенного между Истцом (арендодатель) и Ответчиком (арендатор) в отношении лесного участка площадью 2,44 га, расположенного в кварталах 3, 4, 8 (части кварталов) Салминского лесничества, предоставленного в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (реконструкция ВЛ-10 кВ с устройством отпайки ВЛ-10 кВ от Л-33-03 с монтажом ТП в п. Сатули) в Питкярантском районе, сроком на 11 месяцев.
Порядок расчетов определен сторонами в разделе пятом договора аренды согласно действующим ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в расчете на 1 га с учётом площади участка. На момент заключения договора плата составляет 50 802 руб. в год, подлежащих уплате пропорционально периоду действия договора в текущем году в течение 30-ти дней с момента заключения договора (приложение N 4). В дальнейшем арендатор вносит арендную плату за текущий год в размере 100% в срок до 15 февраля текущего года.
Как было установлено судом первой инстанции, 19.12.2014 утвержден акт приемки законченного реконструкцией объекта - ВЛ-10 кВ Л-33-03.
26.12.2014 в адрес арендатора поступило уведомление Министерства от 31.03.2015 с расчётом арендной платы на 2015 год. Задолженность по арендной плате за период - 2015 год составила 33 565 руб.
Ссылаясь на то, что Ответчик от внесения арендной платы за 2015 год уклонился, Истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного Кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Как следует из материалов дела, лесной участок предоставлен Обществу для строительства линейного объекта без проведения аукциона, в связи с чем с учетом положений указанных выше правовых норм арендная плата за пользование участком является регулируемой и подлежит определению в соответствии с Постановлением N 310.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 примечания к таблице 16 Постановления N 310 дополнены пунктом 9, в силу которого к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения размера арендной платы за спорный период с учетом поправочного коэффициента 0,1. Доводы Министерства о том, что лесной участок по условиям договора аренды предоставлялся для целей строительства, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку арендная плата за лесопользование относится к регулируемым ценам, в связи с чем подлежит определению в соответствии со ставками платы за единицу площади лесного участка, установленными Правительством Российской Федерации с применением предусмотренных им поправочных коэффициентов исходя из фактического лесопользования.
Положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и примечание N 9 к таблице N 16 Постановления N 310 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109) ставят необходимость применения коэффициента 0,1 в зависимость от того, эксплуатируются ли находящиеся на участках линейные объекты или нет.
Стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен. Арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимых в соответствии с действующим законодательством ставок арендной платы и соответствующего поправочного коэффициента, исходя из фактического использования лесных участков при условии, что изначально участки предоставлялись для строительства линейного объекта, который в период взыскания арендной платы возведен.
Таким образом, представленный Министерством расчет арендной платы, составленный без учета поправочного коэффициента 0,1 на период с 19.12.2014, является некорректным.
При этом Ответчиком был представлен контррасчет долга, составленный с учетом поправочного коэффициента. При рассмотрении дела судом первой инстанции Министерство в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возражений по расчету, за исключением довода о поправочном коэффициенте, не выразило.
Установив отсутствие задолженности Ответчика по арендной плате за спорный период, исчисленной с учетом поправочного коэффициента, суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Министерством требования.
В этой связи представленный апелляционному суду расчет арендной платы, составленный с учетом новых доводов Министерства, в том числе об изменении размера арендной платы с 2015 года, не заявленных суду первой инстанции, не принимается апелляционным судом. Кроме того, к расчету от 07.12.2015 не приложены доказательства его направления в адрес Ответчика.
В силу часть 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим законом. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (часть 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2560/2015
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"