г. Чита |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А10-3682/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2015 года по делу N А10-3682/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоспецмонтаж плюс" (ОГРН 1147746604499, ИНН 7724922860) к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия в лице Межрайонного регистрационно - экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ОГРН 1020300979820, ИНН 0323055529) о признании неправомерными действий,
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Трифонов А. С. - представитель по доверенности от 14.12.2015 г.;
от заинтересованного лица: Шалаев В. В. - представитель по доверенности от 12.01.2015 г.;
от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" (ОГРН 1074910003849 ИНН 4909096882): не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоспецмонтаж плюс" (далее заявитель, ООО "Теплоэнергоспецмонтаж плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия в лице Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее МРЭО ГИБДД, Инспекция) о признании неправомерными действий по аннулированию регистрации автокрана ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V и обязании восстановить регистрацию автокрана ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V (государственный номер В157КК 03RUS).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о законности обжалуемых действий МРЭО ГИБДД.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" (далее ООО "Магадан-Тест") обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с не правильным применением судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе ООО "Магадан-Тест".
Представитель ООО "Теплоэнергоспецмонтаж плюс" просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Представитель МРЭО ГИБДД просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц этим действием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.04.2011 г. ООО "Теплоэнергоспецмонтаж" приобрело у ООО Спецтрейд" транспортное средство: - автокран ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер L5E5H5D33AA006750, N двигателя WP10/375 1610K275600, шасси N L5E5H5D33AA00675, мощность двигателя - 375,51 л.с., паспорт транспортного средства N 28 ТХ823409 выдан 10.03.2011 г. Благовещенским таможенным постом.
23.05.2011 г. указанное транспортное средство поставлено на регистрационный учет МРЭО ГИБДД и выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии 03УТ N 341469.
В связи с реорганизацией ООО "Теплоэнергоспецмонтаж" в правопреемника ООО "Теплоэнергоспецмонтаж плюс", последнему МРЭО ГИБДД 12.09.2014 г. выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии 0319 N 796281 и государственные регистрационные знаки В157КК03RUS.
12.05.2015 г. МРЭО ГИБДД в адрес ООО "Теплоэнергоспецмонтаж плюс" направлено уведомление N 12б/1727 о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства модели ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер - L5E5H5D33AA006750, государственный регистрационный знак В157КК03RUS, паспорт транспортного средства N 28 ТХ823409.
Основанием для аннулирования регистрации транспортного средства послужило решение органов сертификации об отмене действия сертификата соответствия транспортного средства, который являлся основанием для выдачи Благовещенским таможенным постом паспорта транспортного средства.
Посчитав, что вышеуказанные действия Инспекции по аннулированию регистрации автокрана нарушают его права и законные интересы ООО "Теплоэнергоспецмонтаж плюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Благовещенским таможенным постом был выдан паспорт транспортного средства N 28 ТХ 823409 от 10.03.2011 г. на автокран ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер L5E5H5D33AA006750, N двигателя WP10/375 1610K275600, шасси N L5E5H5D33AA00675, на основании выданного органом по сертификации - ООО "Магадан-Тест" Свидетельства о Безопасности Конструкции Транспортного средства N А-СN.МР38А.00008.
В Свидетельстве о Безопасности Конструкции Транспортного средства N А-СN.МР38А.00008 заявлен 4 (четвертый) экологический класс.
В ходе проведенной Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) проверки деятельности органа по сертификации продукции - ООО "Магадан-Тест" установлено, что при сертификации ООО "Магадан-Тест" использовались документы, содержащие сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции существующим на момент проверки требованиям законодательства Российской Федерации, а именно:
- в качестве документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в Китайской Народной Республике, экологическому стандарту 4, использовались результаты испытаний на определение содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, выполненные лабораториями КНР, не ратифицировавшей Соглашение о принятии единообразных предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женева, 20.03.1958 г.);
- ООО "Магадан-Тест" проводил соответствующие работы по схемам сертификации, не предусмотренным Техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 г N 609.
На основании выданного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) предписания от 16.11.2012 г. об устранении выявленных нарушений, ООО "Магадан-Тест" приказом от 17.12.2012 г. N 645в прекратил действие, в том числе, сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.01528 от 15.02.2011 г. на транспортное средство - автокран ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер - L5E5H5D33AA006750 (Приложение N 1 к приказу от 17.12.2012 г. N 30)
Указанный факт явился основанием для МРЭО ГИБДД прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства модели ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер - L5E5H5D33AA006750, государственный регистрационный знак В157КК03RUS, паспорт транспортного средства N 28 ТХ823409.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о безопасности дорожного движения допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктом 3 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, (далее - Правила регистрации), определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации).
Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 установлено, что транспортные средства должны соответствовать требованиям специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609) (п. 4.1).
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (действовавшего до 01.01.2015) установлено, что настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ (п. 1).
В соответствии с Федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания (п. 2).
Автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания подразделяются на экологические классы согласно приложению N 2 (п. 6).
Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику (п. 7).
Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента;
б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г. (п. 14).
Таким образом, в документах на транспортное средство предпринимателя должен быть надлежащим образом указан экологический класс транспортного средства.
Как указывалось выше, основанием для прекращения (аннулирования) Инспекцией регистрации транспортного средства модели ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер - L5E5H5D33AA006750, государственный регистрационный знак В157КК03RUS, паспорт транспортного средства N 28 ТХ823409, явилось установление МРЭО ГИБДД факта прекращения органом по сертификации продукции - ООО "Магадан-Тест" действия сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.01528 от 15.02.2011 г., в связи с несоответствием документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в КНР экологическому стандарту 4.
Поскольку, органом по сертификации продукции - ООО "Магадан-Тест" сертификат соответствия N C-CN.AB23.A.01528 от 15.02.2011 г. был прекращен, то есть, фактически был аннулирован, а в результате выданное на основании него Свидетельство о Безопасности Конструкции Транспортного средства N А- CN.MF38.A.00008 содержало недостоверные сведения об его экологическом классе, у МРЭО ГИБДД имелись основания для прекращения (аннулировании) регистрации транспортного средства модели ZOOMLION ZLJ5459JQZ70V, идентификационный номер - L5E5H5D33AA006750, государственный регистрационный знак В157КК03RUS, паспорт транспортного средства N 28 ТХ823409.
В связи с чем, несостоятельны доводы апелляционной жалобы третьего лица - ООО "Магадан-Тест" об отсутствии у Инспекции оснований для аннулирования регистрации транспортного средства со ссылкой на то, что сертификат соответствия N C-CN.AB23.A.01528 от 15.02.2011 г. органом по сертификации был прекращен, а не аннулирован.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "Теплоэнергоспецмонтаж плюс" в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что содержащиеся в апелляционной жалобе доводы уже были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2015 года по делу N А10-3682/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 октября 2015 года по делу N А10-3682/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3682/2015
Истец: ООО Теплоэнергоспецмонтаж плюс
Ответчик: Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД МВД по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО Магадан-Тест