г. Саратов |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А06-5926/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Каплина С.Ю., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Журовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области (416340, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Тараканова, д. 4)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 28 сентября 2015 года по делу N А06-5926/2015 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области (416340, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Тараканова, д. 4)
к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (414056, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Латышева, д 6 Г, ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078)
о признании действий незаконными
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Астраханской области обратилась администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области (далее - администрация, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Астраханской области (далее - УФК по Астраханской области) по приостановлению операций на лицевом счёте администрации, открытом на счёте бюджета муниципального образования "Камызякский район"; уведомления от 24.06.2015 года N УБЛ-15-4520 в части приостановления операций по расходованию средств на лицевом счёте администрации как получателя средств бюджета МО "Камызякский район" недействительным.
Решением суда от 28 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт
УФК по Астраханской области представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 90 79941 6, N410031 90 79942 3. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 10 ноября 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. УФК по Астраханской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, определением арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2013 по делу N А06-6499/2011 удовлетворено заявление конкурсного управляющего ООО "Астраханская рыбоконсервная компания" о признании недействительной сделки, выраженной в перечислении ЗАО "Ахтарский рыбоконсервный завод" за должника - ООО "Астраханская рыбоконсервная компания" в пользу администрации муниципального образования "Город Камызяк" денежных средств в сумме 386 44, 96 руб. на основании платёжного поручения от 06.10.2011 N 650. Кроме того, указанным определением арбитражный суд обязал администрацию муниципального образования "Город Камызяк" возвратить ООО "Астраханская рыбоконсервная компания" полученные по недействительной сделке денежные средства в размере 386 344, 96 руб.
Определением арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2014 по делу N А06-6499/2011 произведена замена должника по обособленному спору о признании недействительной сделки администрации муниципального образования "Город Камызяк" её правопреемником - администрацией муниципального образования "Камызякский район".
23 марта 2015 года УФК по Астраханской области принят к исполнению исполнительный лист серии АСN 005942376 от 12.03.2014, выданный арбитражным судом Астраханской области на основании определения от 29.11.2013 об обязании администрации муниципального образования "Город Камызяк" возвратить ООО "Астраханская рыбоконсервная компания" денежные средства в размере 386 344,96 руб.
25 марта 2015 года администрации под роспись вручено уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить документы в соответствии с документы в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
07 апреля 2015 года администрацией представлена информация N 02/2504 об источниках образования заложенности и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению требований исполнительного документа. Одновременно с информацией администрацией представлен запрос-требование от 07.04.2015 N 02/2501 о выделении финансирования на оплату по исполнительному листу.
12 марта 2014 года УФК по Астраханской области вынесено уведомление N УБЛ-15-4520 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа (т.1 л.д.19).
Считая неправомерным действия УФК по Астраханской области в части приостановления операций на лицевом счёте администрации открытом на счёте бюджета муниципального образования "Камызякский район", а также полагая, что уведомление от 24.06.2015 года N УБЛ-15-4520 в части приостановления операций по расходованию средств на лицевом счёте администрации как получателя средств бюджета МО "Камызякский район" недействительно, администрация обратилась в арбитражный суд за защитой своих прав в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемые администрацией действия УФК по Астраханской области, а также уведомление законны и обоснованы и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса путём предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счёт получателя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предусмотрен статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам, не должен превышать трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Таким образом, оспариваемые уведомление и действия УФК по Астраханской области по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, совершенные при неисполнении должником в трехмесячный срок исполнительного листа, предусматривающего взыскание с учетом вступившего в законную силу определения о процессуальном правопреемстве, денежных средств с администрации муниципального образования "Камызякский район", соответствуют изложенным выше нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 года N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Администрация в апелляционной жалобе указывает, что в связи с ликвидацией администрации муниципального образования "Город Камызяк" администрация муниципального образования "Камызякский район" является правопреемником администрации муниципального образования "Город Камызяк" и осуществляет организацию исполнения местного бюджета муниципального образования "Город Камызяк". Администрация полагает, что, поскольку согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов, то исполнение требований по исполнительному листу серии АСN 005942376 от 12.03.2014 должно быть произведено за счёт средств бюджета муниципального образования "Город Камызяк", утверждённых на текущий год.
Апелляционная инстанция не принимает довод апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу определением арбитражного суда Астраханской области от 11.09.2014 по делу N А06-6499/2011 произведена замена должника по обособленному спору о признании недействительной сделки администрации муниципального образования "Город Камызяк" её правопреемником - администрацией муниципального образования "Камызякский район" без указания источника погашения обязательства.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Диспозиция статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, не содержит каких-либо условий для её применения.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22 октября 2009 года N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведённый срок финансовые органы в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определённом пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Кроме того, судом первой инстанции в оспариваемом решении обоснованно указано, что изменение в статью 45 Устава МО "Камызякский район", согласно которым администрация муниципального образования "Камызякский район" принимает и исполняет расходные обязательства, предусмотренные в бюджете муниципального образования "Город Камызяк" на очередной финансовый год и плановый период, а также исполняет ранее принятые расходные обязательства ранее действующей администрации муниципального образования "Город Камызяк", в том числе связанные с исполнением судебных решений, только за счёт доходов бюджета муниципального образования "Город Камызяк" находится в стадии обсуждения, в связи с опубликованием в газете "Маяк дельта" от 16.09.2015 N 36 проекта Совета муниципального образования "Камызякский район" и на момент принятия оспариваемого уведомления принято не было.
С учётом изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств основания для признания незаконными оспариваемого уведомления и действий УФК по Астраханской области отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, не установив нарушений норм и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 28 сентября 2015 года по делу N А06-5926/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5926/2015
Истец: Администрация МО "Камызякский район"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Астраханской области