город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2015 г. |
дело N А53-21429/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Родина А.В. по доверенности от 01.12.2015;
от заинтересованного лица: представитель Пахальян А.И. по доверенности от 16.06.2015;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Транс Сервис Ростов"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2015 по делу N А53-21429/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Сервис Ростов"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское ПАТП-1"
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервисРостов" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными и отмене решения N 12723/04 от 16.07.2015 и предписания N653/04 от 13.07.2015.
Определением суда от 17.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское ПАТП-1".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью факта осуществления предпринимателем регулярных пассажирских перевозок по маршруту Волгодонск - Ростов-на-Дону - Волгодонск под видом легкового такси и на основании разрешения "на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси". При этом судом установлено, что регулярные пассажирские перевозки по данному маршруту осуществляются обществом в отсутствие права, которое может быть предоставлено перевозчику только по результатам конкурса.
ООО "Транс Сервис Ростов" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, установленный судом критерий регулярности перевозок с определенных мест отправления не свидетельствует о характере перевозки, а означает, что обществом указанным образом организована услуга такси, маршрут движения которого определяется исключительно пассажирами. Общество указывает, что оно не является участником правоотношений по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по утвержденному маршруту, ссылаясь на то, что характер его деятельности связан с предоставлением услуги такси.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель управления повторил доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением на основании приказа от 12.03.2015 N 151 возбуждено дело N 406/04 о нарушении антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью ООО "Волгодонское ПАТП -1" о недобросовестной конкуренции со стороны ООО "ТрансСервисРостов", выразившейся в осуществлении регулярных перевозок пассажиров по маршруту "г. Волгодонск - г. Ростов-на-Дону - г. Волгодонск" под видом легкового такси.
По результатам рассмотрения дела, комиссией Управления в отношении ООО "ТрансСервисРостов" вынесено решение от 16.07.2015, которым ООО "ТрансСервисРостов" признано нарушившим положения части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
13.07.2015 ООО "ТрансСервисРостов" выдано предписание N 653/04 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием управления, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "ТрансСервисРостов" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта).
Устав автомобильного транспорта определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (часть 2 статьи 1).
В статье 2 Устава автомобильного транспорта раскрыто понятие маршрута регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Частью 3 статьи 4 Устава автомобильного транспорта предусмотрен такой вид сообщения, как перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Видами перевозок согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта являются:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Статьей 19 Устава автомобильного транспорта предусмотрены критерии отнесения перевозки к видам регулярных перевозок пассажиров и багажа.
К ним относятся, в частности, осуществление перевозки на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, осуществление перевозки транспортом общего пользования, перевозка пассажиров с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок или в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Согласно частям 4, 5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
В свою очередь согласно статье 31 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Порядок заключения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа предусмотрен разделом IV Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Пунктами 109, 110 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предусмотрено, что маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
На основании вышеуказанных норм следует, что отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются: систематически; по утвержденному маршруту; в соответствии установленным расписанием движения.
Вышеназванные критерии позволяют отличить виды пассажирских перевозок для определения круга нормативных правил, регулирующих соответствующую деятельность. Особенностью же перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром.
Как следует из материалов дела, ООО "ТрансСервисРостов" организована перевозка пассажиров по пути следования "г. Волгодонск-г. Ростов-на-Дону - г. Волгодонск".
Местом отправления автобусов из г. Ростова-на-Дону является пр. Сиверса,1 (Главный автовокзал), а в г. Волгодонске - ул. Морская, 27 (район автовокзала).
В целях перевозки пассажиров заявителем используются транспортные средства марки Hyundai (модели Grand Starex и H1), на которые Министерством транспорта Ростовской области выданы разрешения "на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси".
Принимая решение по делу, суд первой инстанции учел, что из квитанций на оплату пользования такси, перевозка пассажиров по маршруту "г. Волгодонск - г. Ростов-на-Дону" осуществлялась ООО "ТрансСервисРостов" в каждый из дней (в исследуемый период времени с 01.03.2015 по 14.03.2015) в установленное время (13:00, 13:05, 13:10, 13:15, 14:25, 15:35, 15:40, 15:45, 16:30, 16:35, 18:00, 18:05, 18:10, 18:15 из г. Ростова-на-Дону, пр. Сиверса,1; 06:40, 11:30 из г. Волгодонска, район автовокзала).
Факт осуществления обществом регулярных перевозок пассажиров под видом легкового такси также подтверждается информацией министерства транспорта Ростовской области от 29.04.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что общество фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту "г. Волгодонск - г. Ростов-на-Дону - г. Волгодонск", поскольку такие перевозки носят систематический характер, а маршрут движения и время отправления определяются не пассажирами, а самим предпринимателем.
Положение об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении в Ростовской области утверждено Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 N 306.
Согласно п. 1.7 данного положения допуск перевозчиков к обслуживанию маршрутов регулярных перевозок в Ростовской области осуществляется на конкурсной основе.
По информации министерства транспорта Ростовской области, в настоящее время г. Ростов-на-Дону и г. Волгодонск связывают ряд маршрутов регулярных перевозок. Право на обслуживание данных маршрутов было предоставлено по итогам проведенных в 2013 году конкурсов их победителям - ООО "ПАТП N 2, ИП Болдырев Ю.В., ООО "Волгодонское ПАТП -1", ООО "РостовДонАвто", ООО "Ладья", ООО "Интертехсервис", ИП Тер-Абрамьянц А.А., ООО "Транс Сервис", ИП Пигарев И.Г. ООО "ТрансСервисРостов" не признавалось победителем при проведении конкурсов, в связи с чем данный перевозчик не имеет разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных автобусных маршрутов. При этом общество осуществляет перевозки пассажиров между г. Ростовом-на-Дону и г. Волгодонском по схеме, полностью совпадающей со схемами вышеназванных маршрутов регулярных перевозок.
При этом, доказательства наличия права на осуществление регулярных пассажирских перевозок по указанному маршруту, предоставленного по итогам конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных маршрутных пассажирских перевозок, в материалах дела отсутствуют и обществом не представлены. Отсутствие соответствующих документов обществом не оспаривается, поскольку оно полагает, что правомерно осуществляет спорные перевозки легковым такси, разрешение на которое у нее имеется.
Таким образом, в действиях общества имеет место недобросовестная конкуренция, запрет которой установлен статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы, изложенные предпринимателем в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не свидетельствуют о неправомерности выводов антимонопольного органа и суда первой инстанции, которыми на основании представленных в материалы дела документальных доказательств обоснованно установлен факт наличия в действиях общества признаков недобросовестной конкуренции, выразившейся в осуществлении регулярных пассажирских маршрутных перевозок пригородного сообщения в отсутствие права, предоставляемого по итогам конкурса, проводимого уполномоченным органом в сфере транспорта.
Осуществление перевозок без заключения договоров, право на заключение которых возникает по итогам конкурса, влечет невозможность контроля за качеством предоставляемых услуг, техническим состоянием транспортных средств перевозчика, выполнением перевозчиком условий обязательного страхования ответственности за вред, причиненный имуществу, а также жизни и здоровью пассажиров, снижает уровень безопасности пассажирских перевозок.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке исследованных арбитражным судом доказательств и установленных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно применил нормы материального права в соответствии установленными по данному делу конкретными обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не допустил, поэтому решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2015 по делу N А53-21429/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21429/2015
Истец: ООО "ТРАНС СЕРВИС РОСТОВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Волгодонское ПАТП-1"