г. Владивосток |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А51-17977/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет",
апелляционное производство N 05АП-10733/2015
на решение от 29.10.2015
судьи Н.А. Мамаевой,
по делу N А51-17977/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата регистрации 23.09.2003, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003)
к открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет" (ИНН 2531002070, ОГРН 1022501193527, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.07.2002)
о взыскании 151 893 рублей 73 копеек,
при участии: от сторон - представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края к открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет" (далее -ответчик, ОАО "Торговый порт Посьет") с иском о взыскании 151 893 рублей 73 копеек платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2014 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить исковое заявление без рассмотрения.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на не соблюдение истцом требований части 1 статьи 66, статьей 125 и 126 АПК РФ в части направления ответчику первичных документов, обосновывающих исковые требования. Считает, что истец не представил доказательств наличия возможности у ОАО "Торговый порт Посьет" принять вагоны в период с 16.08.2014 в 11-20 по 16.08.2014 в 22-40, с 17.08.2014 в 23-15 по 18.08.2015 в 05-50, с 17.08.2014 в 13-17 по 20.08.2014 в 16-25. Указывает, что расчет иска не подписан уполномоченным лицом истца. Полагает, что неприменение судом первой инстанции статьи 41 АПК РФ нарушает право ОАО "Торговый порт Посьет" на получение копий документов, обосновывающих исковые требования.
От ОАО "РЖД" через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. По тексту отзыва истец просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
Стороны, извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Истец заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено в полном объеме.
На основании статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Торговый порт Посьет" (владелец) 30.04.2013 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 231, в по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользовании N 5 станции Посьет на 13 километре пикет N 1, локомотивом владельца с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению (абзац 1 пункта 5 договора)
Уведомление о предстоящей подаче вагонов приемосдатчик Перевозчика передает не менее чем за 2 часа до объявленной подачи уполномоченному представителю Владельца в виде копии натурного листа поезда. Передачу уведомления приемосдатчик Перевозчика регистрирует в книге уведомлений о времени подачи вагонов под пoгрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2 ВЦ) (абзац 2 пункта 5 договора).
Пунктом 6 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования, вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N N 3,4 станции Посьет с дальнейшим продвижением с расстановкой по местам погрузки/выгрузки локомотивом владельца. При наличии возможности у перевозчика по отдельной заявке владельца, допускается подача вагонов на железнодорожные выставочные пути N N 1, 2.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 договора N 231 от 30.04.2013 в редакции протокола согласования разногласий, Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от Владельца, а также за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации тарифа, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
В адрес ОАО "Торговый порт Посьет" до станции назначения Посьет ДВост ж.д. 16.08.2014, 17.08.2014 прибыли вагоны с грузом "Уголь каменный" и "Концентрат угольный".
Истец уведомил ответчика о предстоящей подаче вагонов, указав время и дату подачи.
Ввиду неприема вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, вагоны простаивали на путях общего пользования станции Посьет ДВост ж.д., согласно ведомостям подачи и уборки вагонов в периоды: с 16.08.2014 (11:20) до 16.08.2014 (22:40), с 17.08.2014 (23:15) до 18.08.2014 (05:50), с 17.08.2014 (23:15) до 18.08.2014 (05:50), с 17.08.2014 (13:17) до 20.08.2014 (16:25), с 17.08.2014 (13:17) до 20.08.2014 (16:25), о чем составлены акты общей формы N N 2/5865, 2/5866, 2/5875, 2/5877, 2/5871, 2/6059 (соответственно).
Ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы, предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями. Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны с разногласиями, от подписания актов общей формы представитель грузополучателя отказался.
Истец выставил ответчику счет от 31.07.2015 N 153 за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику по ведомостям подачи и уборки за 2014 год по станции Посьет. Указанный счет направлен в адрес ответчика письмом от 31.07.2015 N 195.
Поскольку в добровольном порядке задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Положениями статей 39, 119 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - Устав), разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 зарегистрированных в Минюсте России 30.06.2003 N 4856 (далее - Правила составления актов) предусматривается, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В силу указанных статей устанавливается, что задержка вагонов на путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы. Следовательно, актом общей формы удостоверяется факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях и на путях необщего пользования.
Согласно статье 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов в установленный срок.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ).
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судебная коллегия, оценив имеющиеся в деле акты общей формы N N 2/5865, 2/5866, 2/5875, 2/5877, 2/5871 и 2/6059 (т.1 л.д. 40-41, 43-44, 66-68, 70-72, 111-113, 115-117, т.2 л.д. 53-54, 56-57, 80-81, 83-84), пришла к выводу о том, что акты составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. Поименованные выше акты имеют указание на номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, причину задержки, отражено время начала и окончания задержки. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух приемосдатчика груза и багажа станции Посьет ДВС ж.д. и приемосдатчиком груза и багажа станции Посьет ДВС ж.д. (т.1 л.д. 42, 45, 69, 73, 114, 118, т.2 л.д. 55, 58, 82, 85).
Указанными документами подтверждается, что спорные вагоны задержаны в связи с занятостью путей общего пользования станции Посьет ДВС по причине несоблюдения технологических сроков оборота вагонов и занятостью путей станции (выставочных) Посьет ДВ и неприема их на подъездные пути.
Разногласий по порядку расчета и размеру начислений платы в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Истец факт нахождение вагонов на путях общего пользования сверх установленного срока по причинам, зависящим от ответчика, подтвердил, представив ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, акты общей формы, а также акты общей формы об отказе ответчика от подписания актов общей формы.
Ответчик в установленном законом порядке возражения на акты общей формы истцу не направил, иные допустимые и относимые доказательства задержки уборки вагонов по вине истца не представил.
Кроме того, ОАО "Торговый порт Посьет" не представлено каких-либо доказательств направления претензии в адрес истца о том, что последний не уведомляет о готовности подачи вагонов, а также доказательств того, что ответчиком в адрес истца направлялись уведомления о неготовности подачи вагонов под выгрузку.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Пунктом 12 (действовавшим на момент спорных правоотношений) Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о доказанности материалами дела вины ответчика в задержке вагонов на путях общего пользования.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно удовлетворено требование о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в размере 151 893 рублей 73 копеек.
Ссылка апеллянта на то, что расчет иска не подписан уполномоченным лицом истца, судом апелляционной инстанции не принимается, как не имеющий правого значения для рассмотрения настоящего спора.
Довод апеллянта о том, что истцом нарушены требования части 1 статьи 66, статьей 125 и 126 АПК РФ в части непредставления первичных документов (акты общей формы, памятки подачи выгонов и уборки), обосновывающих исковые требования, а также указание на неприменение судом первой инстанции статьи 41 АПК РФ, в связи с чем нарушено право ОАО "Торговый порт Посьет" на получение копий документов, обосновывающих исковые требования, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 66, части 3 статьи 125 АПК РФ копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, в том числе в качестве приложения к иску, направляются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", обращаясь с исковым заявлением в арбитражный суд, истец в соответствии с частью 3 статьи 125 АПК РФ обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно пункту 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление. При отсутствии уведомления о вручении направление искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, - расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление искового заявления и приложенных к нему документов.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу пункта 1 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по делу; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что исковое заявление и приложенные к нему документы направлены истцом в адрес ответчика, что подтверждается почтовой квитанцией от 17.08.2015 (почтовый идентификатор 6800006) (т.1 л.д. 11).
Следовательно, основания полагать, что в адрес ответчика не направлялись предусмотренные законом документы, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Как следует из материалов дела, определение Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2015 о принятии искового заявления к производству в порядке упрощенного производства своевременно направлено судом первой инстанции и получено ответчиком 17.09.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
В определении суда от 14.09.2015 содержится код доступа к материалам дела в электронном виде, при этом согласно карточке дела на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru материалы дела размещены на сайте в электронном виде.
Таким образом, ответчик имел возможность ознакомиться с приложением к иску.
Основания для оставления иска без рассмотрения, предусмотренные статьей 148 АПК РФ, судебной коллегией не установлены.
Доводы апелляционной жалобы, не нашли своего подтверждения.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции признает, что оспариваемое решение суда первой инстанции принято на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2015 по делу N А51-17977/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17977/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "ТОРГОВЫЙ ПОРТ ПОСЬЕТ"