15 декабря 2015 г. |
Дело N А84-1809/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 декабря 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Полынкиной Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Винная торговая компания" - Кравчук М.Ю. директор; Пешехонов А.С., доверенность от 11.09.2015, от Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя -, Ксенз А.Н., доверенность от 09.11.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 ноября 2015 года по делу N А84-1809/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Александров А.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винная торговая компания" к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании незаконным и отмене постановления от 08.09.2015 N 04-12/10-2015 о назначении административного наказания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Винная торговая компания" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее по тексту - Управление, административный орган), в котором просит признать незаконным и отменить вынесенное Управлением в отношении общества постановление от 08.09.2015 N 04-12/10-2015 о назначении административного наказания в виде взыскания административного штрафа в сумме 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12 ноября 2015 года заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом события и состава вмененного обществу административного правонарушения, но счел возможным в силу ст. 2.9 КоАП РФ квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Винная торговая компания". При этом заявитель жалобы считает, что содержащиеся в нем выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам материального и процессуального права. По его мнению, совершенное ООО "Винная торговая компания" административное правонарушение не может являться малозначительным, поскольку посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
Законность и обоснованность решения от 12.11.2015 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Изучив материалы дела и, проверив обоснованность содержащихся в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции соглашается с изложенной в решении правовой позицией о возможности с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела квалификации вмененного обществу административного правонарушения в качестве малозначительного, что позволило суду признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Винная торговая компания" в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности по розничной продаже алкогольной продукции посредством автоматизированной информационной системы "Декларирование" представило в Главное управление потребительского рынка и лицензирования города Севастополя декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 11 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила N 815) за 1 квартал 2015 года с нарушением срока, установленного указанными Правилами - 21 апреля 2015 года в 00 час. 12 мин.
По данному факту 17.08.2015 главным специалистом отдела лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией Управления лицензирования Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Дзвидзинской Ю.В. вынесено определение N 04-12/10-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Винная торговая компания". 25.08.2015 вышеназванным должностным лицом Управления в присутствии директора ООО "Винная торговая компания" Кравчука М.Ю. был составлен протокол N 04-12/10-2015 об административном правонарушении.
08.09.2015 заместителем начальника Главного управления - начальником управления потребительского рынка Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Зверевой М.В. на основании материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 04-12/10-2015 о назначении административного наказания, которым ООО "Винная торговая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением и, полагая, что совершенное правонарушение может быть признано малозначительным, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (вступило в силу 28.08.2012) утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Согласно пункту 12 Правил, организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению N 10.
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с уклонением от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подачей одной из таких деклараций, либо с включением в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Судом первой инстанции с учетом обстоятельств дела сделан обоснованный вывод о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса, в действиях ООО "Винная торговая компания", а также соблюдения административным органом процедуры привлечения общества к ответственности.
При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд первой инстанции обоснованно в рассматриваемом случае применил положения статьи 2.9 Кодекса.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса, не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку такой формальный подход к применению статьи 2.9 Кодекса противоречит вышеназванным правовым позициям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве. Признавая допущенное обществом правонарушение малозначительным, суд тщательно исследовал обстоятельства дела и свои выводы обосновал.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 Кодекса в отношении какого-либо административного правонарушения. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения Управлением не представлено.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены какие-либо нарушения норм материального или процессуального права.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отменены законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 ноября 2015 года по делу N А84-1809/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1809/2015
Истец: ООО "Винная торговая компания"
Ответчик: Главное управление потребительского рынка и лицензирования города Севастополя
Третье лицо: Главное управление потребительского рынка и лицензирования города Севастополя, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя