г. Москва |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А41-51938/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "АПК "Вохринка" - Виноградов А.М. представитель по доверенности от 09 января 2015 года,
от заинтересованного лица Администрации Раменского муниципального района Московской области - Польшакова О.В. представитель по доверенности от 07 декабря 2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2015 по делу N А41-51938/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АПК "Вохринка" к Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АПК "Вохринка" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Администрации Раменского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность ООО "АПК "Вохринка" земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, общая площадь 3160 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежитие;
- обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении в собственность ООО "АПК "Вохринка" земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, общая площадь 3160 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежитие;
- обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области в десятидневный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес ООО "АПК "Вохринка" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, общая площадь 3160 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежитие, с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2015 года заявленные требования ООО "АПК "Вохринка" удовлетворены (л.д. 66).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального прав.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание: общежитие, назначение: жилое, специализированный жилой фонд, 1-этажный, общая площадь 540,7 кв.м., инв. N 246:071-28190, лит. 1Б, адрес: Раменский район, Рыболовский с/о, д. Никулино, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2013 (л.д. 9).
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью - 3160 кв.м. по адресу: Раменский район, Рыболовский с/о, д. Никулино.
Данное обстоятельство подтверждено кадастровым паспортом на здание общежития и не оспаривается администрацией.
Постановлением Администрации Раменского муниципального района от 20.10.2014 N 3120 утверждена схема расположения указанного земельного участка: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под зданием общежитие (л.д. 11).
Согласно кадастровому паспорту N МО-15/3В-491829 вышеуказанный земельный участок 18.03.2015 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер - 50:23:0030426:441 (л.д. 13).
Реализуя право, предусмотренное пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель 23.04.2015 обратился в администрацию с просьбой предоставить в собственность спорный земельный участок (л.д. 10).
Поскольку администрация до настоящего времени меры по предоставлению земельного участка в собственность не приняла, договор купли-продажи заявителю не направила, заявитель за защитой своих прав и интересов обратился в суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Поскольку обращение заявителя в администрацию за предоставлением участка состоялось в апреле 2015 года, то применению подлежат нормы Земельного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу с 01 марта 2015 года.
Подпунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24 марта 2005 года N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3. ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание: общежитие, назначение: жилое, специализированный жилой фонд, 1-этажный, общая площадь 540,7 кв.м., инв. N 246:071-28190, лит. 1Б, адрес: Раменский район, Рыболовский с/о, д. Никулино, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2013 (л.д. 9).
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью - 3160 кв.м. по адресу: Раменский район, Рыболовский с/о, д. Никулино.
Согласно выписке из ЕГРП от 09.07.2015 сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок отсутствуют.
Поскольку оснований для отнесения спорного земельного участка к какому-либо уровню собственности не имеется, данный земельный участок находится в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
Однако, ни нормы Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-03, ни положения, указанного в апелляционной жалобе Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2015 N 12ВР-1073, не содержат иного срока и порядка рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, чем срок и порядок, установленный пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Кроме того, Распоряжение Минмособлимущества от 08.07.2015 N 12ВР-1073 "Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)" на момент подачи обществом заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441 (29.04.2015) и на момент истечения установленного пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ срока рассмотрения указанного заявления (30.05.2015) не было подписано, опубликовано и, как следствие, не вступило в законную силу.
Поскольку иное не предусмотрено в Земельном кодексе, действия уполномоченного органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о принятии решения о предоставлении обществу земельного участка не могут быть основаны на необходимости соблюдения дополнительных процедур, не предусмотренных статьями 30-32 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что получение каких-либо дополнительных согласований, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации не требуется.
Таким образом, заинтересованное лицо является компетентным органом, осуществляющим функции собственника по распоряжению спорным земельным участком.
Согласно части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок является изъятым из оборота если он занят: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 27 ЗК РФ, если находится: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Администрацией не представлено доказательств о наличии каких-либо изъятий из оборота, ограничений в обороте спорного земельного участка, запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре, апелляционный суд наличие таких обстоятельств не установил.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", для приобретения участка в порядке пункта 6 части 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ необходимо представить следующие документы:
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП;
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров;
- кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;
- кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке;
- выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений;
- выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
В соответствии с приложением к заявлению, представленного заявителем в администрацию 29.04.2015, к заявлению были приложены все необходимые документы, установленные законодательством.
Как следует из материалов дела, 23.04.2015 заявитель обратился в адрес заинтересованного лица за приобретением земельного участка в порядке статьи 39.20 ЗК РФ Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность органа рассмотреть вопрос и принять по нему законное решение.
Исходя из смысла действующего законодательства, администрация, которой подана заявка, обязана была рассмотреть заявление общества и дать по нему мотивированный ответ с удовлетворением заявления или с отказом.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Учитывая, что по истечении установленного законодательством срока со дня получения органом местного самоуправления заявления предпринимателя ответ направлен не был, формальные требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа администрацией не были соблюдены, в силу чего также усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в нерассмотрении заявки заявителя, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, бездействие администрации по нерассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушений, допущенных незаконным бездействием администрацией, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию принять решение о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, общая площадь кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежитие.
Заявитель также просит обязать администрацию направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, общая площадь 3160 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежитие, с предложением о его заключении.
Вопросы предоставления земельных участков собственникам находящихся на них объектов недвижимости регулируются статьями 39.1, 39.3, 39.20 ЗК РФ, которыми также установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте (статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), в материалах дела не имеется.
Также не имеется сведений о несоответствии площади земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимого имущества. Участок используется по целевому назначению в определенных при его формировании границах и площади.
Адрес земельного участка - Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, соответствует месту расположения указанного объекта недвижимости.
Право собственности заявителя на расположенный на участке объект недвижимости подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности. Доказательств, свидетельствующих о нахождении на испрашиваемом участке иных объектов недвижимости, не имеется.
Как установлено апелляционным судом, жилые помещения в здании общежития используются исключительно как специализированный жилой фонд для размещения сезонных рабочих. Права на жилые помещения в нем гражданам не принадлежат. Доказательства обратного заинтересованным лицом не представлены.
С учетом изложенного суд не находит оснований для отказа в удовлетворении второго требования заявителя об обязании направить в адрес ООО "АПК "Вохринка" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030426:441, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, д. Никулино, общая площадь 3160 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием общежитие, с предложением о его заключении.
Довод администрации о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица Министерство имущественных отношений Московской области и тем самым возложил на администрацию совершить действия, которые действующим законодательством возложены на другой орган, несостоятелен в связи со следующим.
Министерство в соответствии с действующим законодательством является органом, в чьи полномочия входит согласование по передаче земельного участка в собственность, т.е. контрольные функции, и не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Обязанность Администрации Раменского муниципального района Московской области, как уполномоченного органа, согласовать проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключаемого без проведения торгов, с министерством не отменяло ее обязанность рассмотреть поступившее от заявителя заявление, проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам рассмотрения принять решение о предоставлении земельного участка в собственность или отказать в предоставлении в собственность.
С учетом изложенного у апелляционного суда не имеется оснований для вывода о том, что обжалуемый судебный акт принят о правах и обязанностях Министерства.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2015 по делу N А41-51938/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок.
Председательствующий |
М.А. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51938/2015
Истец: ООО "Агропромышленный комплекс "Вохринка"
Ответчик: Администрация Раменского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района Московской области