г. Москва |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А41-46032/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ника" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2015 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-46032/15 по заявлению ООО "Ника" к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании отказа в принятии лесной декларации по договору аренды лесного участка,
при участии в заседании:
от заявителя - директор Сидин А.Л., Лозовая Н.С. по доверенности от 03.12.2015;
от заинтересованного лица - Игумнова В.С. по доверенности N 26Дов-489 от 25.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ника" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока для мотивированного отказа по приему лесной декларации ООО "Ника" за 2015 года и обязании принять лесную декларацию ООО "Ника" за 2015 год, поданную 16.12.2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2015 года по делу N А41-46032/15 в удовлетворении требований ООО "Ника" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Ника", в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 26.06.2012 между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (арендодатель) и ООО "Ника" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 26.06.2012 N 50-0415-03-02-228, зарегистрированный в Росреестре 07.08.2012, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок (кадастровый номер 50:19:0050452:110, общей площадью 17,1 га) сроком на 49 лет, с целью строительства и эксплуатации искусственного водоема (пруда).
ООО "Ника" разработало и представило в Комитет лесного хозяйства Московской области Проект освоения лесов, предусматривающий общую площадь, проектируемую для создания искусственного водоема площадью 16,164 га, а также общую площадь вырубки лесных насаждений на площади 16,34 га.
Положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке общей площадью 17,1 га, расположенном в квартале 6, выд. 41, 48, 49, 50, 54, квартале 7, выд. 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 32 Чепелевского участкового лесничества Звенигородского лесничества, переданного в аренду ООО "Ника" для осуществления строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, утверждено Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 20.09.2013 N 30-681-П.
Комитетом лесного хозяйства Московской области 07.10.2014 издан приказ N 26П-1328 от 07.10.2014, согласно которому внесены изменения в Положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке общей площадью 17,1 га, расположенном в квартале 6, выд. 41, 48, 49, 50, 54, квартале 7, выд. 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 32 Чепелевского участкового лесничества Звенигородского лесничества, переданного в аренду ООО "Ника" для осуществления строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
ООО "Ника" 16.12.2014 направило в Комитет лесного хозяйства лесную декларацию (л.д. 49).
Комитет лесного хозяйства письмом от 19.02.2015 отказал в приеме лесной декларации (л.д. 54).
Полагая, что заинтересованное лицо нарушило срок для мотивированного отказа по приему лесной декларации, ООО "Ника" обратилось в суд за признанием бездействия незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно положениям Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" наличие промежуточных ответов, иной переписки с заявителем не освобождают государственный орган от обязанности вынесения решения по существу поданного заявления в течение 30 дней с момента регистрации заявления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 11 приказа Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации", действующего на момент обращения заявителя с письмом в Комитет лесного хозяйства, уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Таким образом, срок рассмотрения вопроса о принятии или отказе в принятии лесной декларации сокращен до 5 рабочих дней.
Как следует из материалов дела, ООО "Ника" направило лесную декларацию в Комитет лесного хозяйства 16.12.2014 (л.д. 49).
Согласно тексту просительной части заявления, ООО "Ника" просит признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства, выразившееся в нарушении срока для мотивированного отказа по приему лесной декларации.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
При этом согласно части 2 статьи 115 АПК РФ арбитражным судом не рассматриваются заявления, жалобы и другие документы, поданные в суд по истечении процессуального срока.
Исходя из представленного заявления, в соответствии с пунктом 11 приказа Рослесхоза от 17.01.2012 N 18, в обязанности Комитета лесного хозяйства входило дать ответ до 23.12.2014.
Как следует из штампа на заявлении, оно поступило в суд 24.06.2015.
Таким образом, на момент обращения в суд срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования именно бездействия Комитета лесного хозяйства, истек.
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, ходатайства о восстановлении срока заявитель не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, для оспаривания бездействия Комитета лесного хозяйства заявителем пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Кроме того, Комитет лесного хозяйства Московской области письмом от 19.02.2015 отказал в приеме лесной декларации (л.д. 54).
Таким образом, Комитетом лесного хозяйства выполнены действия по рассмотрению вопроса о приеме лесной декларации, в приеме лесной декларации отказано, заявителю направлено письмо.
С учетом изложенного к моменту обращения общества с заилением в суд оснований для установления факта бездействия Комитета лесного хозяйства не имелось. Отказ в приеме лесной декларации заявителем в рамках настоящего дела не оспаривается.
ООО "Ника" заявлено также требование об обязании Комитета лесного хозяйства принять лесную декларацию ООО "Ника" за 2015 год, поданную 16.12.2014 в качестве способа восстановления права. Между тем, поскольку требование о признании бездействия удовлетворению не подлежит, отсутствуют основания для удовлетворения требования о принятии лесной декларации, заявленного в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08.10.2015 по делу N А41-46032/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46032/2015
Истец: ООО "Ника"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области