г. Москва |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А41-34659/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мальцевым С.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Устюжаниным А.А.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Микула Менеджмент" - Калинцева Г.К., представитель по доверенности от 10.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2015 года по делу N А41-34659/15, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Микула Менеджмент" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным отказа в проведении государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Микула Менеджмент" (далее - ООО "Микула Менеджмент", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными отказы ФГБУ "ФКП Росреестра" в проведении государственного кадастрового учета изменений в сведения о категории земельных участков с кадастровыми номерами:
1) 50:17:0020512:135 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118384,
2) 50:17:0020403:121 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118130,
3) 50:17:0020512:132 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118129,
4) 50:17:0020404:25 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117448,
5) 50:17:0021110:1 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118384,
6) 50:17:0020405:4 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117415,
7) 50:17:0020405:5 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117447,
8) 50:17:0020404:27 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117411,
9) 50:17:0021204:44 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117409,
10) 50:17:0020405:7 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117406,
11) 50:17:0020405:8 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117401,
12) 50:17:0020403:108 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 16.03.2015 N МО-15/РКФ-115204,
13) 50:17:0020405:6 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117390, обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений в сведениях о категории спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0020512:135, 50:17:0020403:121, 50:17:0020512:132, 50:17:0020404:25, 50:17:0021110:1, 50:17:0020405:4, 50:17:0020405:5, 50:17:0020404:27, 50:17:0021204:44, 50:17:0020405:7, 50:17:0020405:8, 50:17:0020403:108, 50:17:0020405:6 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", выдать кадастровые паспорта на данные земельные участки (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ) (том 1, л.д. 134-135).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.08.2015 по делу N А41-34659/15 признаны незаконным отказы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в проведении государственного кадастрового учета изменений в сведения о категории земельных участков с кадастровыми номерами: 1) 50:17:0020512:135 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118384, 2) 50:17:0020403:121 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118130, 3) 50:17:0020512:132 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118129, 4) 50:17:0020404:25 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117448, 5) 50:17:0021110:1 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-118384, 6) 50:17:0020405:4 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117415, 7) 50:17:0020405:5 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117447, 8) 50:17:0020404:27 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117411, 9) 50:17:0021204:44 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117409, 10) 50:17:0020405:7 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117406, 11) 50:17:0020405:8 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117401, 12) 50:17:0020403:108 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 16.03.2015 N МО-15/РКФ-115204, 13) 50:17:0020405:6 - Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 17.03.2015 N МО-15/РКФ-117390. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений в сведениях о категории спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0020512:135, 50:17:0020403:121, 50:17:0020512:132, 50:17:0020404:25, 50:17:0021110:1, 50:17:0020405:4, 50:17:0020405:5, 50:17:0020404:27, 50:17:0021204:44, 50:17:0020405:7, 50:17:0020405:8, 50:17:0020403:108, 50:17:0020405:6 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", выдать кадастровые паспорта на данные земельные участки. С ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в пользу ООО "Микула Менеджмент" взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (том 2, л.д. 28-30).
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра", участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ООО "Микула Менеджмент" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя ООО "Микула Менеджмент", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Микула Менеджмент" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0020512:135, 50:17:0020403:121, 50:17:0020512:132, 50:17:0020404:25, 50:17:0021110:1, 50:17:0020405:4, 50:17:0020405:5, 50:17:0020404:27, 50:17:0021204:44, 50:17:0020405:7, 50:17:0020405:8, 50:17:0020403:108, 50:17:0020405:6, расположенных в Московской области, в Павлово-Посадском районе, г. Павловский Посад.
Все указанные участки имеют категорию - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Законом Московской области от 15.02.2005 N 41/2005-ОЗ утверждены границы г. Павловский Посад, все вышеуказанные участки вошли в черту города Павловский Посад.
04.12.2014 ООО "Микула Менеджмент" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель в связи с изменением границ населенного пункта (том 1, л.д. 35-47).
ФГБУ "ФКП Росреестра" приняло решение о приостановлении, а впоследствии отказало в удовлетворении заявления о внесении изменения в ГКН сведений о категории земель в связи с изменением границы населенного пункта, поскольку отсутствует акт органа государственной власти (органа местного самоуправления), в котором прописана категория земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
Ссылаясь на незаконность отказов ФГБУ "ФКП Росреестра", заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказов ФГБУ "ФКП Росреестра" в проведении государственного кадастрового учета изменений в сведения о категории земельных участков на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Как определено пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок перевода земель устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что факт включения границ спорных земельных участков в границы г. Павловский Посад подтвержден заключением кадастрового инженера (том 1, л.д. 137-138).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что включение спорных земельных участков в черту города Павловский Посад Московской области, свидетельствует о переводе указанных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221-ФЗ) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, сведения.
В соответствии со статьей 9 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах населенных пунктов:
- описание местоположения границ населенных пунктов;
- реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описание местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат.
Документы, содержащие указанные сведения, переданы в орган кадастрового учета 21.01.2009.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного воздействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.
Согласно положениям пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Заявитель, как собственник земельного участка, вправе рассчитывать на соответствие установленной категории своего земельного участка сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при обращении ООО "Микула Менеджмент" в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлениями о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель, в связи с изменением границ населенного пункта заявителем в нарушении пункта 69 Порядка, не предоставлен акт органа государственной власти (органа местного самоуправления), в котором прописана категория земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами отклоняются судебной коллегией, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности и необоснованности отказов ФГБУ "ФКП Росреестра" в проведении государственного кадастрового учета изменений в сведения о категории земельных участков, не находит оснований для удовлетворения жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2015 года по делу N А41-34659/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34659/2015
Истец: ООО "Микула Менеджмент"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"