город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2015 г. |
дело N А53-17529/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 06.08.2015 - Кальян А.П., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 27.07.2015 - Касьян В.В., удостоверение: представитель по доверенности от 03.12.2015 - Колтунова Н.А., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курьяновой Екатерины Олеговны
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2015 по делу N А53-17529/2015,
принятое судьей Казаченко Г.Б.,
по заявлению Курьяновой Екатерины Олеговны
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области
о признании незаконным решения налогового органа об отказе в регистрации юридического лица
УСТАНОВИЛ:
Курьянова Екатерина Олеговна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N 11 по Ростовской области от 08.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Заявленные требования мотивированы тем, что решение инспекции не содержит мотивов к его принятию. Жалоба в Управление Федеральной налоговой службы от 28.10.2014 управлением не рассмотрена. Полагает досудебный порядок соблюденным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2015 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что заявителем не верно заполнен лист "И" формы Р11001, что не позволило провести регистрацию юридического лица. Кроме того, судом установлено, что 02.10.2014 Курьянова Екатерина Олеговна обратилась в Инспекцию с надлежаще оформленными документами для государственной регистрации ООО ''ПЕРВЫЙ СОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДОМОВ ИЗ СИП ПАНЕЛЕЙ". 09.10.2014 Инспекцией ФНС N 11 по РО зарегистрировано юридическое лицо ООО "ПЕРВЫЙСОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДОМОВ ИЗ СИП ПАНЕЛЕЙ" ИНН 6102061719 ОГРН 1146181003253.
Курьянова Екатерина Олеговна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит исчерпывающий перечень оснований к отказу в государственной регистрации. Указание дважды одного и того же кода ОКВЭД в заявлении формы Р11001 не является представлением недостоверных сведений. Указанные коды указаны достоверно и соответствуют будущим видам деятельности предприятия. Сотрудник налогового органа имеет возможность исправлять "некритичные ошибки" вручную.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании участвующие в деле лица дали суду пояснения относительно обстоятельств дела, настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.09.2014 Курьянова Е.О. обратилась в Межрайонную ИФНС N 11 по Ростовской области с пакетом документов на государственную регистрацию ООО "Первый союз производителей домов из СИП панелей", а именно, с заявлением о государственной регистрации по форме Р11001; протоколом об учреждении юридического лица; уставом общества; гарантийным письмом; списком участников; квитанцией об оплате государственной пошлины.
08.09.2014 Межрайонной ИФНС N 11 по Ростовской области было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов, мотивированное отсутствием заявления Р 11001 о создании юридического лица.
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 30.03.2015 N 03/06 жалоба Курьяновой Екатерины Олеговны оставлена без рассмотрения с учетом поданного Курьяновой Е.О. заявления от 11.03.2015 с просьбой не регистрировать второе предприятие.
Полагая, что отказ налоговой инспекции в регистрации ООО "Первый союз производителей домов из СИП панелей" является незаконным, Курьянова Е.О. обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N 11 по Ростовской области от 08.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица, взыскании государственной пошлины в размере 4 000 рублей, уплаченной в связи с повторной подачей заявления на регистрацию, взыскании расходов в размере 780 рублей, уплаченных в качестве госпошлины за заверение подписи на заявлении формы Р11001 у нотариуса, 636 рублей, уплаченных за изготовление доверенности на право подачи документов на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ, а также просила восстановить срок на подачу заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
22.08.2014 вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в государственной регистрации.
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Поскольку на решение Межрайонной ИФНС N 11 по Ростовской области от 08.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица подавалась жалоба в Управление Федеральной налоговой службы, и решением управления от 30.03.2015 N 03/06 жалоба Курьяновой Екатерины Олеговны оставлена без рассмотрения, апелляционная коллегия считает досудебный порядок обжаловании решения, принятого регистрирующим органом, соблюденным.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данный перечень является исчерпывающим.
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.
В соответствии с подпунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении в том числе, подтверждается, что сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), установлен п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации.
В силу подп. "п" указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов обеспечивается, в частности, путем прямого их использования без изменения принятых в них кодов и наименований позиций.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ и подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (приложению N 1 к настоящему приказу).
В разделе II "Требования к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001)" указанного приказа ФНС России установлено, что в листе И заявления "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" указываются коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (пункт 2.16).
В разделах 1 "Код основного вида деятельности" и 2 "Коды дополнительных видов деятельности" указывается не менее четырех цифровых знаков (пункт 2.16.1).
При необходимости заполняется несколько листов И заявления. При этом раздел 1 заполняется только на первом листе И заявления (пункт 2.16.2).
Как видно из материалов дела, заявление содержит сведения о 8 видах экономической деятельности, указываемых на листе "И" (л.д. 44).
Как следует из материалов дела, в соответствии с листом "И" заявления формы Р11001, представленным заявителем в налоговый орган, вид экономической деятельности 45.31 (производство электромонтажных работ) указан дважды.
Кроме этого вид экономической деятельности 20.20.2 (производство шпона, листов для клееной фанеры и модифицированной древесины) также указан дважды, а именно: как код основного вида деятельности и как код дополнительного вида деятельности.
Следовательно, сведения о количестве видов экономической деятельности, указываемых на листе "И" заявления, являются недостоверными.
Строки заявления, содержащие недостоверные сведения считаются незаполненными, а заявление считается не представленным.
В связи с тем, что заявление содержит недостоверные сведения, указанное заявление должно рассматривать как поданное ненадлежащим образом.
При таких обстоятельствах решение Межрайонной ИФНС N 11 по Ростовской области от 08.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица принято правомерно, соответствует закону, а именно - подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с не представлением предусмотренного пунктом "а" статьи 12 Закона N 129-ФЗ заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001.
Довод апелляционной жалобы о том, что допущенные заявителем недостатки являются устранимыми, нельзя признать обоснованным, поскольку действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за государственной регистрацией юридического лица, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах, равно как и отсутствует предусмотренная законом возможность по устранению выявленных противоречий между кодами основного и дополнительного вида деятельности, удалению дублирующих кодов по собственной инициативе.
Выявленный недостаток в поданных на регистрацию документах может быть устранен заявителем.
Права и законные интересы Курьяновой Е.О. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, заявитель не лишен возможности повторно обратиться в регистрирующий орган после устранения допущенных в заявлении противоречий.
Как установил суд первой инстанции, 02.10.2014 Курьянова Е.О. обратилась в инспекцию с надлежаще оформленными документами для государственной регистрации ООО ''ПЕРВЫЙ СОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДОМОВ ИЗ СИП ПАНЕЛЕЙ". 09.10.2014 Инспекцией ФНС N 11 по РО зарегистрировано юридическое лицо ООО "ПЕРВЫЙСОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДОМОВ ИЗ СИП ПАНЕЛЕЙ" ИНН 6102061719 ОГРН 1146181003253.
Требования заявителя о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 рублей, уплаченной за регистрацию юридического лица, в размере 780 рублей - за заверение подписи на заявлении формы 14001 у нотариуса, расходов в размере 636 рублей, понесенных в связи с изготовлением доверенности на право подачи документов на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ удовлетворению не подлежат.
Статьей 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 названного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и(или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
За государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 4 000 рублей (подпункт 1 пункта 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и(или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе на совершение регистрационных действий (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина, уплаченная плательщиком за совершение регистрационных действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату частично или полностью только в том случае, если плательщик отказался от совершения в отношении него данных регистрационных действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Как следует из материалов дела, Курьянова Е.О. обращаясь в налоговый орган с первоначальным заявлением, не предоставила необходимых документов, что явилось основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации.
При этом налоговым органом совершены юридически значимые действия, а именно, 08.09.2014 было принято законное решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Таким образом, основания для возврата Курьяновой Е.О. государственной пошлины, компенсации иных расходов, понесенных в связи с подачей заявления в налоговый орган, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии закону оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобу не опровергают правомерность данного вывода суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2015 по делу N А53-17529/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17529/2015
Истец: Курьянова Екатерина Олеговна, Представитель Курьяновой Е. О. Кальян А. П.
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Ростовской области, Межрайонная ИФНС N 11 по Ростовской области