г. Ессентуки |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А61-1103/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Бейтуганова З.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А61-1103/2015 по иску Бесланского государственного унитарного автотранспортного предприятия Комитета Республики Северная Осетия-Алания по транспорту (ОГРН 1021500945091, ИНН 1511000098) к администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания; при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания, Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Северная Осетия-Алания, Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания; о признании права собственности и права хозяйственного ведения, при участии в судебном заседании представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания - Кануковой В.А. (доверенность от 05.10.2015 N 1033), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Бесланское государственное унитарное автотранспортное предприятие Комитета Республики Северная Осетия-Алания по транспорту (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Басанько А.И. (далее - конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) о признании за Республикой Северная Осетия-Алания права собственности и за предприятием права хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимости:
N |
Наименование |
Литер |
Площадь |
Адрес |
п/п |
|
|
полезная, |
(местоположение) |
|
|
|
кв.м |
|
1 |
Контора |
А |
190,60 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
2 |
Столовая |
Б |
318,53 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
3 |
Класс безопасности |
Б1 |
65,52 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
4 |
Техчасть |
Г |
52,84 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
5 |
Навес (пропускная) |
Д |
120,00 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
6 |
Техчасть |
Е |
130,41 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
7 |
Сауна |
Е1 |
124,83 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
8 |
Реммастерские |
Е2 |
1 188,00 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
9 |
Реммастерские |
Ж |
137,62 |
РСО-Алания, 11равобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
10 |
Склад |
З |
192,28 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
11 |
Склад |
З1 |
140,58 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
12 |
Туалет |
X |
22,00 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
13 |
Склад |
И |
8,51 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
14 |
Столярный цех |
К |
203,20 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
15 |
Реммастерские |
К1 |
469,31 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
16 |
Мойка |
Л |
322,56 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
17 |
Склад |
М |
117,00 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
18 |
Мастерская |
Н |
6,24 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул.Сигова, 1 |
19 |
Реммастерские |
О |
1 110,54 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
20 |
Заправочная |
П |
21.62 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
21 |
Боксы |
Р |
415,06 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
22 |
Реммастерские |
С |
1 691,53 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
23 |
Реммастерские |
Т |
1 728,64 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
24 |
Трансформатор ная подстанция |
У |
10,00 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
25 |
Туалет |
Ф |
6,20 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Сигова, 1 |
26 |
Автостанция |
А |
80,70 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 27 |
27 |
Навес (остановка) |
Б |
17,50 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 27 |
28 |
Туалет |
Г |
57,20 |
РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 27 |
29 |
Автостанция |
А |
39,70 |
РСО-Алания, Кировский район, с. Эльхотово, ул. Кирова, 180 |
30 |
Автостанция |
А |
49,10 |
РСО-Алания, Кировский район, ст. Змейская, ул. Гагарина, 64 |
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд заменил ненадлежащего ответчика - Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, надлежащим - администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, министерство, администрация местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия-Алания, Комитет дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Северная Осетия-Алания, Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания (далее - правительство).
Решением суда от 28.08.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. С предприятия взыскано 6000 рублей государственной пошлины в доход бюджета Российской Федерации. Судебный акт мотивирован отсутствием предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска о признании права. Суд пришел к выводу о недоказанности оснований возникновения у истца права хозяйственного ведения на спорное имущество. Суд также установил отсутствие между сторонами спора о праве и указал на недопустимость легализации через судебное решение права на имущество без соблюдения установленных законом административных процедур.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм права. В обоснование жалобы заявитель указал, что предъявление настоящего иска обусловлено невозможностью своевременно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией права на спорное имущество, а также в министерство за включением спорного имущества в реестр республиканского имущества, ввиду наличия недостатков технической документации на объекты. Суд первой инстанции не учел данное обстоятельство и не отложил судебное разбирательство по ходатайству конкурсного управляющего.
От подателя апелляционной жалобы поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в котором он просит признать за Республикой Северная Осетия-Алания право собственности и за предприятием право хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости.
Определением от 17.11.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, установив, что суд первой инстанции неправомерно исключил министерство из числа ответчиков по делу, произведя его замену в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованиям о признании за предприятием права хозяйственного ведения на спорное имущество именно министерство как лицо, осуществляющее согласно Уставу предприятия правомочия собственника имущества, является надлежащим ответчиком. Апелляционный суд также привлек к участию в деле в качестве соответчика правительство, которое согласно Уставу предприятия является собственником имущества предприятия.
Представитель министерства в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку до проведения министерством инвентаризации имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, министерство не имеет намерения в судебном порядке разрешать вопрос о правах на имущество, а предъявление настоящего иска конкурсным управляющим является преждевременным.
От конкурсного управляющего поступило ходатайство об отложении судебного заседания. В ходатайстве конкурсный управляющий указал, что им направлены запросы в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления для установления собственника спорного имущества, ответы на которые до настоящего времени не получены. Также конкурсный управляющий сослался на служебную занятость.
Рассмотрев ходатайство конкурсного управляющего, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку имеющиеся в деле доказательства являются достаточными для разрешения спора по существу. Служебная занятость не является основанием для отложения судебного заседания, поскольку отсутствие у лица возможности лично участвовать в судебном заседании не лишает его права предоставлять суду письменные пояснения, заявлять ходатайства и иным образом реализовывать свои процессуальные права.
Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела усматривается, что предприятие зарегистрировано 22.02.1993. Запись о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 17.12.2002 с присвоением ОГРН 102150094091.
Предприятие действует на основании Устава от 25.02.2010, согласованного Министерством имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания и утвержденного Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по транспорту. В соответствии с пунктом 1.4. Устава учредителем и собственником имущества является Правительство Республики Северная Осетия-Алания. Предприятие находится в ведомственном подчинении Комитета Республики Северная Осетия-Алания по транспорту (пункт 1.4.1 Устава). Правомочия собственника осуществляет Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии с условиями раздела 3 Устава имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.04.2012 по делу N А61-2272/10 предприятие как ликвидируемый должник признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества с 19.06.2012 по 19.06.2012. Согласно инвентаризационной описи N 1 от 19.06.2012 по итогам проведенной инвентаризации было выявлено недвижимое имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения.
С целью регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости конкурсный управляющий со ссылкой на статью 129 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Исходя из пункта 1 статьи 2 Кодекса, судебное решение должно иметь своей целью защиту нарушенных прав (охраняемых законом интересов), а также восстановление нарушенных прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Выбор способа защиты не может осуществляться заявителем произвольно.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права и является исключительным способом защиты прав, который может быть применен только в случае невозможности приобретения (государственной регистрации) права в ином порядке.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права именно ответчиком. Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие спора о праве, нарушение прав истца или их оспаривание ответчиком и доказательства права собственности истца на спорный объект.
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294, 296 Кодекса).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Из приведенных норм следует, что право хозяйственного ведения может быть признано только в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом в случае уклонения собственника имущества от государственной регистрации права хозяйственного ведения соответствующее лицо вправе защищать свои права и законные интересы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований конкурсного управляющего по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как видно из материалов дела, предприятие зарегистрировано 22.02.1993 и является государственным унитарным предприятием. Учредителем и собственником имущества предприятия является Правительство Республики Северная Осетия-Алания. Правомочия собственника осуществляет Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания. Имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания.
Требования о признании права республиканской собственности на имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, могут быть заявлены только собственником имущества предприятия или управомоченным им лицом, однако данными лицами такие требования не заявлены, соответствующие полномочия предприятию не делегированы.
Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты, который не должен подменять собой установленный законом порядок регистрации права собственности. Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен заявительный порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Из материалов дела не следует, что министерство и правительство обращались за регистрацией права республиканской собственности на спорное имущество, и получили отказ в регистрации права. Доводов о невозможности государственной регистрации права собственности на спорное имущество указанными лицами апелляционному суду не приведено.
Представитель министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что на настоящий момент министерством не проведена инвентаризация имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Республики Северная Осетия-Алания, после которой возможна идентификация имущества, закрепленного за предприятием, и соответственно разрешение спора о правах на имущество. До проведения инвентаризации министерство не имеет намерения обращаться в регистрирующий орган за регистрацией права либо разрешать в судебном порядке вопрос о праве республиканской собственности на имущество, закрепленное за предприятием. Предъявление настоящего иска конкурсным управляющим преждевременно.
Судом апелляционной инстанции исследованы представленные конкурсным управляющим в материалы дела документы в отношении спорного имущества, и установлено, что они не позволяют установить факт отнесения имущества, поименованного в исковом заявлении, к республиканской собственности Республики Северная Осетия-Алания либо имуществу, закрепленному за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Объекты, в отношении которых конкурсным управляющим заявлены требования, не соотносятся с перечнем объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение предприятию согласно Приложению N 1 к Уставу предприятия по состоянию на 01.01.2004 и с Приложением N 1 к договору хозяйственного ведения от 16.06.2005 (перечнем основных средств, закрепленных за предприятием по состоянию на 01.01.2005). Из промежуточного ликвидационного баланса не усматривается, что именно входит в основные средства предприятия. Спорные объекты также не соотносятся с картой учета республиканского имущества, инвентаризационной описью, выпиской из реестра государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания по состоянию на 24.08.1999.
Таким образом, доводы министерства о необходимости проведения инвентаризации имущества, закрепленного за предприятием, являются обоснованными с учетом невозможности на основании представленных конкурсным управляющим документов идентифицировать спорные объекты в целях разрешения вопроса о праве.
Поскольку предприятие в лице конкурсного управляющего является ненадлежащим истцом по требованиям о признании права республиканской собственности, а признание права хозяйственного ведения невозможно без признания права республиканской собственности, требования конкурсного управляющего удовлетворению не подлежат.
Решение суда от 28.08.2015 подлежит отмене по безусловному основанию (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на предприятие.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.08.2015 по делу N А61-1103/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Бесланского государственного унитарного автотранспортного предприятия Комитета Республики Северная Осетия-Алания по транспорту в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 6 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1103/2015
Истец: Басанько А И, Бесланское государственное унитарное автотранспортное предприятие Комитета РСО-А по транспорту, Конкурсный управляющий Бесланского Гуап Басанько А. И.
Ответчик: Администрация местного самоуправления "Правобережного района Республика Северная Осетия- Алания, АМС Правобережного района, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А, Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Третье лицо: Администрация местноо самоуправления МО Кировский район, Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А, Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Правительство РСО-Алания, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по РСО-Алания, ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по РСО-Алания