г. Саратов |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А57-17296/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Волковой Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 августа 2015 года по делу N А57-17296/2013 (судья Павлова Н.В.),
по исковому заявлению Управления Росприроднадзора по Саратовской области, г. Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор-Н", г. Саратов,
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, г. Саратов, Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал", г. Саратов,
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 43 076 320 рублей 15 копеек,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н"
к Управлению Росприроднадзора по Саратовской области
об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с применением коэффициента 0 и 0,3
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Вектор-Н" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в сумме 46 228 246,02 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал", третье лицо).
Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов по делам N А57-12754/2013 и N А57-16835/2013.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в сумме 43 076 320,15 рублей. Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции.
ООО "Вектор-Н" в порядке статьи 132 АПК РФ подало встречное исковое требование об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с применением коэффициента 0 и 0,3.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.08.2015 по настоящему делу с ООО "Вектор-Н" в пользу Управления Росприроднадзора по Саратовской области взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 43 076 320,15 рублей. В удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "Вектор-Н", не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, в удовлетворении первоначального иска отказать, встречные исковые требования - удовлетворить в полном объёме.
Управление Росприроднадзора по Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в порядке статьи 262 АПК РФ представили в материалы дела письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят судебный акт оставить без изменения, полагая, что он принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ответчика по первоначальному иску доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Исследовав представленные материалы, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, выслушав в судебном заседании полномочных представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в части удовлетворения встречного иска ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией 64-00021 от 06.06.2012 (переоформлена лицензия от 03.02.2011 серии 064 N 00021) ООО "Вектор-Н" разрешена деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (захоронению) отходов 1-4 классов опасности.
На основании приказа председателя Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Д. С. Соколова от 28.05.2013 N 485 (в настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области) с целью выявления нарушений требования постоянного технического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 3-5 класса опасности в период с 31.05.2013 по 28.06.2013 в отношении ООО "Вектор-Н" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 28.06.2013 N 1-С/22.
В ходе проверки Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области выявлено, что на территории полигона ТБО ООО "Вектор-Н" имеются сооружение - кювета N 1 вместимостью 95 000 куб. м и сооружение - кювета N 2 (не используется), предназначенные для захоронения отходов 3-5 класса опасности. На сооружении N 1 имеется рабочая карта шириной 15 м, длиной 200 м, предназначенная для захоронения ТБО. При захоронении ТБО используется песок в качестве изолирующего материала, который добывается на территории данного полигона. На остальной части сооружения - кювета N 1 (более 1 га) размещены (складированы) отходы (осадки), образующиеся при механической и биологической очистке сточных вод (осадок ГСА). Данные отходы размещаются (складируются) в неизменном виде с момента поступления на полигон, то есть осадки ГСА обществом не используются в качестве изолирующего слоя в смеси с грунтом или песком для пересыпки слоев ТБО, захоронение отходов ГСА также не осуществляется, данные отходы размещаются путем хранения на сооружении - кювета N 1.
В акте проверки Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области отмечено, что ООО "Вектор-Н" в 2012 году приняло от МУПП "Саратовводоканал" 44 522,5 тонны отходов (осадков) ГСА (4 класс опасности), а также приняло от сторонних организаций промышленных отходов 8 240,92 тонн, ТБО 3 884 тонны. Установлено также, что Обществом осадки ГСА не используются в качестве изолирующего слоя в смеси с грунтом или песком для пересыпки слоев ТБО, захоронение отходов ГСА не осуществляется, данные отходы размещаются в неизменном виде путем хранения на сооружении - кювета N 1.
Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области 28.06.2013 ООО "Вектор-Н" выдано предписание N 1-С/23 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому обществу в срок до 01.09.2013 надлежит обеспечить размещение отходов (осадков) ГСА в соответствии с требованиями, указанными в Постоянном технологическом регламенте по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса, экспертном заключении N 20/162-11-3 по эколого-гигиенической оценке "Изолирующей смеси для полигонов ТБО" ФГБУ "НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина" и Инструкции по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденной ООО "Вектор-Н" и согласованной начальником ТО ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе.
Полагая, что деятельность ООО "Вектор-Н" по размещению отходов производства (осадок ГСА) путем хранения, вместо использования указанных отходов в качестве изолирующего слоя, подходит под понятие "размещение отходов", количество принятого ответчиком в 2012 году осадка ГСА превышает предельно допустимое (30% от массы принятых в этот же период ТБО), а принятый осадок хранился в неизменном виде, истец обратился в суд с настоящим исковым требованием. Истец ссылается на то, что размещение ответчиком на полигоне осадка ГСА в чистом виде без смешивания с грунтом или песком негативно воздействовало на окружающую среду, в связи с чем у него возникла обязанность уплачивать соответствующую плату.
ООО "Вектор-Н" во встречном иске просило суд обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с применением коэффициента 0 и 0,3.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности по праву и размеру.
Между тем, судом не учтено следующее.
Под негативным воздействием на окружающую среду в силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона).
Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена также положениями статьи 16 Закона об охране окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 16 этого же Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632). Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344).
Срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц лишь в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2014 года по делу N А57-16835/2013, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А57-16835/2013 и Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2015 по делу N А57-16835/2013, отказано в удовлетворении заявления ООО "Вектор-Н" о признании недействительным предписания комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 28.06.2013 N 1-С/23.
Суды трех инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям законодательства в области охраны окружающей среды, а также об отсутствии доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов общества.
Полагая, что приведённые судебные акты имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции признал установленным факт оказания ответчиком вредного воздействия на окружающую среду (хранение осадка ГСА в неизменном виде), повлекшего возникновение у последнего обязанности уплатить заявленную ко взысканию сумму за весь принятый в 2012 году объём осадка ГСА.
Данный вывод судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
Согласно части 1 статьи 64 АПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
При этом, из анализа положений статьи 69 АПК РФ следует, что обстоятельства дел, возникающих из административных правоотношений, не могут являться преюдициальными для гражданско-правового спора.
В частности, обстоятельства, связанные с фактом загрязнения ответчиком в процессе своей хозяйственной деятельности в 2012 году окружающей среды, не исследовались и не оценивались судами в рамках дела N А57-16835/2013, какие-либо преюдициальные факты по данным вопросам судами в этом деле не выяснялись.
В рамках названного дела было установлено, что на момент проводимой 28.06.2013 Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области на полигоне ООО "Вектор-Н" осадки ГСА не используются в качестве изолирующего слоя в смеси с грунтом или песком для пересыпки слоёв ТБО, а хранятся на сооружении - кювета N 1. Вместе тем, в рамках расследования административного правонарушения не было установлено, что хранившийся на момент проверки осадок, поступил ответчику в 2012 году.
При этом, объём осадка определялся не по факту, а документально - по объёму осадка, полученного ответчиком в 2012 году.
Само по себе данное обстоятельство ответчик не отрицает и в рамках настоящего дела не пытается опровергнуть.
Предметом настоящего спора является взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год.
Между тем, ответчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающее использование в 2012 году всего объёма осадков ГСА, принятого за этот год. Такими доказательствами являются приказ о порядке использования отходов, отчёты "Данные учёта в области обращения с отходами" за 4 квартала 2012 года, журнал учёта принятого и использованного отхода за 2012 год, ежедневно заполняемый сотрудниками полигона.
На основании данных из журнала ежеквартально составляется таблица "Данные учета в области обращения с отходами", которую обязаны составлять лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, которым утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 указанного приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Пунктом 7 приказа предусмотрено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
В соответствии с указанным приказом ООО "Вектор-Н" ежеквартально составляло таблицы, которые представляло при направлении отчетности 2-ТП отходы по запросам контролирующих органов. На основании данных таблиц, в том числе, проводился экологический аудит деятельности ООО "Вектор-Н", целью которого являлось установить был ли использован осадок ГСА, принятый в 2012 году. Отчет по итогам аудита вместе с документами, являющимися неотъемлемым приложением отчета был представлен в суд первой инстанции.
В представленных таблицах за 1, 2, 3, 4 квартал 2012 года, в графе "номер строки" 411 по горизонтали и графе "использование отходов" по вертикали содержатся данные, что отход, принятый от МУПП "Саратовводоканал" за 1, 2, 3, 4 квартал 2012 года использован.
Приведённые ответчиком доводы об использовании им осадка ГСА в 2012 году истцом не опровергнуты, доказательства иного в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что истцом не доказан факт того, что на момент проверки 28.06.2013 на полигоне ответчика в неизменном виде хранился осадок ГСА, принятый от МУПП "Саратовводоканал" в 2012 году.
Необходимо отметить, что из содержания судебных актов по делу N А 57-16835/2013 следует, что суды всех инстанций, делая вывод о законности предписания об устранении выявленных нарушений от 28.06.2013 N 1-С/23, выданного Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, в связи с размещением ООО "Вектор-Н" осадка ГСА в неизменном виде на сооружении - кювета N 1, не указывают, что данный осадок принят ответчиком именно в 2012 году. Ссылка в судебных актах на количество отхода, принятого от МУПП "Саратовводоканал" в 2012 году является выдержкой из акта проверки от 28.06.2013. Между тем, ни в самом акте проверки, ни в судебных актах по делу N А57-16835/2013 не сделан безусловный вывод о том, что весь принятый ответчиком в 2012 году осадок ГСА хранился в неизменном виде на момент проверки 28.06.2013.
Из представленных в материалы дела актов приёма-сдачи оказанных в рамках договора N 231 от 04.04.2011 услуг, усматривается, что за период с 01.01.2013 по 28.06.2013 (на день проведения проверки) ООО "Вектор-Н" принял от МУПП "Саратовводоканал" 21 483 тонны отходов при механической и биологической очистке сточных вод (осадок ГСА). Размер принятого Ответчиком от МУПП "Саратовводоканал" за первое полугодие 2013 года осадка ГСА подтвержден материалами дела и не опровергнут Ответчиком.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в рассматриваемом случае является размещение осадка ГСА в неизменном виде (не в смеси с грунтом или песком), а не количество осадка ГСА, принятого ответчиком с превышением объёмов, установленных Инструкцией по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов, утверждённой ООО "Вектор-Н" и согласованной с начальником ТО ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе.
В соответствии с названной Инструкцией промышленные отходы 3-4 класса опасности должны приниматься в ограниченном количестве - не более 30% от массы твердых бытовых отходов, и складироваться совместно с ТБО. По мнению истца, в случае размещения осадка ГСА даже с превышением указанных объёмов, но в виде изолирующего слоя, представляющего собой смесь осадка ГСА с грунтом или песком, ответчик не являлся бы субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Между тем, как указывалось выше, ООО "Вектор-Н" не оспаривает факт наличия осадка ГСА в неизменном виде на полигоне на момент проверки в июне 2013 года, при этом полагая, что им не допущено в связи с этим каких-либо нарушений, так как технология использования осадка ГСА в 2013 году была изменена.
Принимая во внимание, что материалами дела доказан факт использования ответчиком осадка ГСА, принятого в 2012 году, в том же 2012 году, а за период с 01.01.2013 до момента проверки им от МУПП "Саратовводоканал" принято на полигон ещё 21 483 тонны осадка ГСА, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности хранения на момент проверки 28.06.2013 осадка ГСА, принятого в 2012 году.
Вместе с тем, в силу положений статьи 65 АПК РФ, бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны заявленные требования, лежит на истце.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что истцом не доказан факт размещения ответчиком осадка ГСА в спорный период (в 2012 году) с нарушением Инструкции по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов.
Напротив, в Экологическом аудите деятельности ООО "Вектор-Н" в отношении соблюдения требований ФЗ "Об отходах производства" от 19.06.2015 сделан вывод о том, что отход ГСА, принятый ответчиком от МУПП "Саратовводоканал" в 2012 году использован в соответствии с норами законов РФ и требованиями локальных нормативных актов ООО "Вектор-Н" (Инструкции по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов).
Суд первой инстанции согласился с госорганом об оказании ответчиком в процессе своей деятельности негативного воздействия на окружающую среду, который в силу Закона об охране окружающей среды обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Между тем, проверив расчет госоргана, судебная коллегия признаёт его не соответствующим Порядку определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы), поскольку в данном расчёте не может быть принят к учёту объём осадка ГСА, принятый в 2012 году, как не хранившийся на момент проверки 28.06.2013 на полигоне ответчика.
Размер платы зависит от количества хранимого осадка, следовательно, расчёт должен быть произведён с учётом названного значения. В противном случае взимание платы за негативное воздействие за объём отходов, превышающий его фактическое значение, нарушает права хозяйствующего субъекта. Взимание платы производится за конкретное количество опасного осадка, следовательно, в отсутствие точного количества осадка ГСА, размещённого на полигоне с нарушением действующих регламентов, расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящем деле не может быть признан верным.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Как указывалось выше, статьёй 16 Закона "Об охране окружающей среды" предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в случаях такого негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления.
В статье 1 Закона "Об отходах производства и потребления" указано, что размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В соответствии с ГОСТ Р 54535-2011 в состав такой группы отходов как осадки сточных вод, входят отходы, которые подвергаются методам обработки, обеспечивающим их глубокое обезвоживание, минерализацию и обезвреживание. Свойства указанных отходов позволяют использовать их в качестве изолирующего материала на полигонах. Использование отходов в качестве вторичных ресурсов в соответствии с государственными принципами по обращению с отходами является более приоритетным, чем их захоронение.
Пунктом 4.1 названного ГОСТа установлено, что осадки сточных вод и продукты их переработки (далее - осадки сточных вод), соответствующие требованиям настоящего стандарта, могут размещаться в целях захоронения и временного хранения и использоваться в качестве изолирующего материала на полигонах. При размещении и использовании на полигонах осадки сточных вод должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Размещение осадков сточных вод в целях захоронения на полигонах осуществляется при отсутствии альтернативных методов их использования в качестве вторичных ресурсов и должно быть направлено на удаление отходов с территории очистных сооружений и их изоляцию в целях исключения воздействия на людей без специальных защитных средств и окружающую среду (пункт 4.2).
Осадки сточных вод, соответствующие требованиям, приведенным в графе 3 таблицы 1, могут быть использованы на полигонах в качестве изолирующего материала при пересыпке слоев и создании верхнего изолирующего слоя (пункт 4.6).
Таким образом, законодатель различает захоронение, хранение и использование в качестве изолирующего слоя осадков сточных вод. При этом, ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, как указывалось, возникает лишь в случаях размещения опасных отходах, то есть при их хранении и захоронении.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10.12.2002 N 284-О, плата за негативной воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связано с негативным воздействием на окружающую среду.
В спорном случае собственник полигона приобретает осадки ГСА 4 класса опасности у МУП Водоканал в подсушенном виде для использования в качестве изолирующего слоя (засыпает ТБО).
Данное обстоятельство сторонами не оспорено, доказательства иного в материалы дела не представлены.
Оценивая довод ответчика о неприменении к расчёту суммы иска коэффициента 0,3, суд первой инстанции в обжалуемом решении также пришёл к выводу о том, что осадок ГСА подлежал использованию ООО "Вектор-Н" в качестве изолирующего слоя.
Согласно пояснениям ответчика, осадок ГСА приобретался у МУПП "Саратовводоканал" для использования его в качестве изолирующего слоя.
В соответствии с утвержденной обществом Инструкцией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов количество принятых отходов (осадков) ГСА в данном случае должно составлять не более 1200 тонн (30% от ТБО).
Согласно пункту 4.2 ГОСТа Р 54535-2011 "Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах" размещение осадков сточных вод в целях захоронения на полигонах осуществляется при отсутствии альтернативных методов их использования в качестве вторичных ресурсов и должно быть направлено на удаление отходов с территории очистных сооружений и их изоляцию в целях исключения воздействия на людей без специальных защитных средств и окружающую среду.
Совместное захоронение осадков сточных вод с твердыми бытовыми отходами на полигонах твердых бытовых отходов и с промышленными отходами на полигонах промышленных отходов не должно приводить к нарушению технологического режима эксплуатации полигонов. Захоронение осадков сточных вод совместно с твердыми бытовыми отходами осуществляется в соответствии с [3, 4] (пункт 4.3.).
Согласно пункту 6.26 статьи 6 Постоянного технологического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса опасности ООО "Вектор-Н" от 20.04.2010 для использования в качестве изолирующей смеси для пересыпки ТБО допускается смешивание грунта или песка карьерного с осадками ГСА в соотношении 80:20.
Экспертным заключением ФГБУ "Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина" от 17.10.2011 N 20/162-11-3 по эколого-гигиенической оценке "Изолирующей смеси для полигонов ТБО" рекомендовано применение осадка ГСА в качестве изолирующего материала лишь при смешивании с нейтральными композициями для уменьшения возможного отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Из анализа приведённых норм следует, что подобное смешение осадка ГСА с грунтом и песком позволяет привести опасный отход - осадок ГСА, в такое состояние, в котором будет нейтрализовано его возможное вредное воздействие на окружающую среду.
С этой же целью соответствующие требования также установлены и пунктом 4.9. национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54535-2011 "Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах", согласно которому в случае использования на полигонах отходов ГСА в качестве изолирующего слоя, требуемые показатели свойств осадков сточных вод обеспечиваются путем применения дополнительной выдержки осадков, обработанных в соответствии с принятой технологической схемой предприятия. Дополнительная выдержка осадков осуществляется на иловых площадках или площадках стабилизации.
В соответствии с пунктом 4.9 требуемые показатели свойств осадков сточных вод при использовании на полигонах в качестве изолирующего материала обеспечиваются путем применения дополнительной выдержки осадков, обработанных в соответствии с принятой технологической схемой на предприятии. Осадки, не соответствующие требованиям при использовании на полигонах, подлежат дополнительной выдержке в естественных условиях до достижения установленных требований. Дополнительная выдержка осадков осуществляется на иловых площадках или площадках стабилизации, которые являются технологическими сооружениями, предназначенными для обезвоживания, стабилизации органических веществ и обезвреживания в естественных условиях. Выдержка осадков может осуществляться в течение нескольких лет. Период выдержки зависит от климатических условий и определяется по результатам анализа осадков сточных вод на соответствие установленным требованиям. Выдержка приводит также к снижению массы осадков сточных вод.
Пунктом 4.10. ГОСТ Р 54535-2011 требуемые показатели свойств осадков сточных вод при использовании на полигонах в качестве изолирующего материала могут быть также достигнуты путем смешения осадков с песком, грунтом, образующимся при производстве землеройных работ, отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности и другими инертными неорганическими отходами.
В соответствии с пунктом 4.16 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года отходы производства и потребления III - IV класса опасности разрешается складировать вместе с ТБО в соотношении не более 30% от массы ТБО при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000 - 5000 мг/л, что соответствует фильтрату ТБО.
Без ограничения в количестве на полигоны принимаются и используются в качестве изолирующего промежуточного слоя промышленные отходы IV класса опасности, имеющие однородную структуру с размером фракций менее 250 мм при условии сохранения в фильтрате уровня биохимического потребления кислорода (БПК20) на уровне 100 - 500 мг/л, ХПК - не более 300 мг/л. (пункт 4.17 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с ТБО, должны отвечать следующим технологическим требованиям - не быть взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85% (пункт 4.18).
Таким образом, с целью устранения возможного негативного воздействия на окружающую среду осадок ГСА подлежал размещению или использованию в качестве изолирующего слоя на полигоне либо в смешении с грунтом или песком, либо после дополнительной выдержки осадков на иловых площадках или площадках стабилизации.
То есть установленные ограничения относительно количества размещаемого отхода напрямую зависит от характеристики принятого отхода, в том числе и от его влажности.
Такой подход к порядку размещения и использования отхода нашёл своё отражение и в Утверждённом и введённом в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2011 года N 614-ст "Национальном стандарте Российской Федерации "РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ОСАДКИ СТОЧНЫХ ВОД ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ НА ПОЛИГОНАХ" ГОСТ Р 54535-2011.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 54535-2011 допускается использование на полигонах (в том числе и в качестве изолирующего слоя) осадков ГСА при наличии массовой доли сухого вещества в размере не менее 50%.
Как следует из документов, представленных в материалы настоящего дела, осадки ГСА поступали на полигон ООО "Вектор-Н" от МУПП "Саратовводоканал", пройдя механическую и биологическую очистку посредством отстойников, аэротенки, иловых площадок (карт) (л.д. 106 т.4).
Статьей 1 Закона об отходах определено, что обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно своду правил СП 32.13330.2012 и ранее действующей редакции СНиП 2.04.03-85 иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод.
Таким образом, осадок ГСА, принятый ответчиком от МУПП "Саратовводоканал", был обработан, обезвожен и прошёл соответствующую очистку.
В технологическом регламенте предусмотрено, что отходы с определенным химическим составом должны приниматься на полигон в ограниченном количестве в соответствии с пунктом 5.11. на странице 22 Технологического регламента, а также имеются отходы, которые могут приниматься на полигон без ограничений в соответствии с пунктом 5.10 на странице 22 Технологического регламента.
Из паспорта опасного отхода на осадок ГСА (л.д. 100 т.1), следует, что по результатам биотестирования отход возможно отнести к V классу опасности - отход не опасный с безвредной кратностью разбавления-10, биодеградация водной вытяжки отхода составляет 95 %. Влажность отхода составляет 50 %. По данным Протокола лабораторных исследований проб отходов ХПК отхода ГСА составил 65,1 мг/куб. дм., БПК - 5,8 мг/куб. дм; рН - 6,7.
Из анализа приведённых доказательств и норм права, приобретённые ответчиком осадки ГСА, с учётом их характеристики, могут быть использованы в качестве изолирующего слоя.
В связи с тем, что материалами дела установлен факт использования ответчиком осадка ГСА в качестве изолирующего слоя, судебная коллегия находит неверным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку ООО "Вектор-Н" не предоставлено право на размещение отхода (осадка ГСА) в виде хранения, то есть указанная деятельность в нарушение действующего законодательства была осуществлена последним без получения соответствующей лицензии, вследствие чего основания для освобождения ООО "Вектор-Н" от платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с п. 4.5. Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды отсутствуют.
Приведённые выше характеристики отхода (осадка ГСА) применительно к требованиям пункта 5.10 Технологического регламента, пункта 8.2. СанПиН 2.1.7.1038-01 также позволяют осуществлять приём на полигон данного вида отхода в неограниченном количестве.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пункт 6.3).
Аналогичное право территориальных органов Росприроднадзора закреплено в п. 5.3 Приказа Минприроды РФ от 30.03.2011 г. N 188 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу".
Так, согласно Письму Росприроднадзора от 28.11.2013 г. N 802 при условии соответствия характеристики принимаемых отходов пункту 8.2 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО" вопрос о принимаемых на полигон ТБО отходов разрешается организацией эксплуатирующей полигон самостоятельно и согласования с Роспотребнадзором не требуется.
Вместе с тем, как указывалось выше, к моменту проверки 23.06.2013 осадок ГСА, принятый ответчиком в 2012 году, уже был использован. При этом, доказательства того, что при его использовании был нарушен предусмотренный порядок смешения, либо он имел характеристики, не позволяющие использовать его в качестве изолирующего слоя, материалы рассматриваемого дела не содержат.
Судебная коллегия отмечает, что наличие на дату проверки 30.06.2013 г. на полигоне осадка ГСА в неизменном виде объясняется тем, что на момент проведения проверки ответчиком применялась иная технология использования осадка ГСА - вдавливание отходов ТБО в выложенный слой осадка. При этом такой осадок позволялось размещать в неограниченном количестве.
В январе 2012 года руководителем ООО "Вектор-Н" в целях рационального использования мощности полигона, на основании действующего на тот момент "Постоянного технологического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса опасности" от 20 апреля 2011 года был издан приказ об использовании осадка следующим образом: "При использовании осадка ГСА учитывать, что слой отходов ТБО в неуплотненном состоянии должен обеспечивать полное их погружение в изолирующий слой и должен выкладываться толщиной от 0,1 до 0,5 метра. Изолирующий слой должен выкладываться толщиной не менее 0,25 метра. При формировании изолирующего слоя учитывать коэффициент уплотнения осадка ГСА 2, 428".
Так, в соответствии с п. 6.2.5. Технологического регламента предусмотрено выкладывание слоя ТБО высотой до 0,5 метра и укладывание изолирующего слоя высотой не менее 0,25 метра. Пунктом 4 Технологии использования Технологического регламента предусмотрено, что осадок ГСА выкладывается слоем высотой 0,1- 0,3 м.
Довод истца, что при смешивании всего осадка, поступившего в 2012 году ответчику, в соответствии с приведёнными выше требованиями (в соотношении 1:2:2) привело бы к переполнению кюветы, а следовательно - в 2012 году ответчиком осадок ГСА использовался в качестве изолирующего слоя не в смеси с песком и грунтом, а в чистом виде, судебная коллегия находит несостоятельным ввиду следующего.
С учётом плотности используемого в смеси осадка ГСА, песка и грунта кюветы, где готовилась смесь, истец не представил доказательств того, что объём такой смеси превысит уровень объёма кюветы. Подобных исследований материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что коэффициент уплотнения осадка составляет 2,428, что подтверждается копией заключения "об определении изменения объема осадка ГСА под воздействием физических факторов".
В разделе 2.2. Паспорта опасного отхода, выданного на осадок ГСА, предусмотрено, что к особым свойствам осадка ГСА следует отнести его "слеживаемость при длительном хранении". Таким образом, с течением времени объем осадка ГСА уменьшается в 2,5 раза, а потому осадок ГСА, принятый на полигон в более поздний срок, при визуальном осмотре занимает значительно больший объем, чем осадок ГСА использованный ранее. То есть объем осадка, принято на полигон в 2013 году при проведении проверки в июне 2013 года будет занимать значительно большее место, чем отход, принятый и использованный в 2012 году.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об использовании ответчиком отхода - осадка ГСА в смысле, придаваемой этой деятельности статьёй 1 и12 ФЗ от 24.06.1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства потребления", из которой следует, что использование отходов - применение отходов для производства товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Отход ГСА, приобретённый ООО "Вектор-Н", использован им в соответствии с нормами законов РФ и требованиями локальных нормативно-правовых актов, которыми не предусмотрено взимание платы за использование отходов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении первоначального искового заявления подлежит отмене с отказом в иске. В части встречного иска решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 августа 2015 года по делу N А57-17296/2013 отменить в части удовлетворения иска Управления Росприроднадзора по Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год и распределения судебных расходов по первоначальному иску.
В иске Управлению Росприроднадзора по Саратовской области отказать.
В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменений, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Росприроднадзора по Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17296/2013
Истец: Управление Росприроднадзора по Саратовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области
Ответчик: ООО "Вектор-Н"
Третье лицо: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, МУПП "Саратов водоканал", МУПП "Саратовводоканал"