г. Пермь |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А71-7980/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя - Закрытого акционерного общества "Теплосбытовая компания "Воткинский завод" (ОГРН 1141828000710, ИНН 1828025599): Перевощиков В.А., паспорт, доверенность от 13.07.2015, Кузнецова Е.В., паспорт, доверенность от 03.09.2015,
от заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Воткинске (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Закрытого акционерного общества "Теплосбытовая компания "Воткинский завод"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2015 года
по делу N А71-7980/2015,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Закрытого акционерного общества "Теплосбытовая компания "Воткинский завод"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Воткинске
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Теплосбытовая компания "Воткинский завод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Воткинске (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 03.07.2015 N 163 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения. Ссылается на то, что общество по своей инициативе 19.05.2015 обратилось в Министерство энергетики и ЖКХ УР для получения разъяснений по применению норматива, ответ получен 17.06.2015 и направлен в административный орган до возбуждения дела об административном правонарушении, т.е. общество объективно не имело возможности в марте, апреле, мае 2015 года руководствоваться указанными разъяснениями.
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В письменных объяснениях на отзыв, приобщенных к делу на основании ст.81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявитель ссылается на то, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению общество производило в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Указывает на то, что Постановление Правительства УР от 22.12.2014 N 554 не содержит прямого указания, какой именно норматив должен применяться для многоквартирных домов, оборудованных общедомовым прибором учета при отсутствии сведений о потреблении за прошлый год, также в постановлении не указано, в каких случаях подлежит применению норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,0145 Гкал/кв.м.
Присутствующие в судебном заседании представители заявителя поддержали требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в ТО Управление Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске постановления Воткинского межрайонного прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от 19.06.2015, ТО Управление Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске установлено, что в нарушение требований Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2015 N 63 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики по вопросу применения в 2015 году в Удмуртской Республике порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме" и Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" исполнитель услуг - ЗАО "ТСК "Воткинский завод" для расчета платы за отопление потребителям квартиры 2 дома N 62 по ул. Кирова г.Воткинска в марте, апреле и мае 2015 года применило норматив потребления тепловой энергии на отопление с учетом повышающего коэффициента 1,1, то есть 0,0160 Гкал/кв.м вместо 0,0145 Гкал/кв.м, что соответственно повлекло обсчет потребителя коммунальной услуги по отоплению за март, апрель и май 2015 года на 71,08 руб.
03.07.2015 ТО Управление Роспотребнадзора по УР в г.Воткинске (протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении от 03.07.2015) вынесло постановление N 163 о привлечении ЗАО "ТСК "Воткинский завод" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции исходил из доказанности состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно п.п. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле N 7.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, т.е. исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N306), согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по формуле 5 (пункт 3 приложения N 1 к Правилам N 306).
Согласно п.3(1) приложения N 1 Правил N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" (далее - Постановление N554) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике согласно приложению 1 к настоящему постановлению и нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике, приведенные с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Подпункты 1 и 2 приложения 1 к настоящему постановлению и подпункты 1 и 2 приложения 2 к настоящему постановлению вступают в силу с 1 января 2016 года (пункт 3 постановления N 554).
Действие подпунктов 2 - 4 пункта 2 и подпунктов 3 - 11 приложения 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 года N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства УР от 24.02.2015 N 63 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики по вопросу применения в 2015 году в Удмуртской Республике порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме".
При этом данным постановлением изменена редакция пунктов 1 и 3 постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в связи с чем при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется в Удмуртской республике в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". В отношении одно-, двухэтажных многоквартирных домов и одно-, двухэтажных жилых домов подлежат применению нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года (пункт 1 постановления N397).
Разъяснения по вопросам применения настоящего постановления дает Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (пункт 3 постановления N 397).
Поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при определении платы за коммунальную услугу "отопление" повышающий коэффициент не предусмотрен, следовательно, в спорный период март, апрель, май 2015 года не подлежал применению исполнителем услуг при производстве расчета платы за оказанную услугу с потребителем.
Аналогичное разъяснение обществу было дано Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в письме от 17.06.2015 N 10-01/05/4279 (.д.16).
Коэффициенты, повышающие коэффициенты, поправочные коэффициенты предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в определенных данными Правилами случаях.
Согласно п.4 (пяти-девятиэтажные дома) приложения 2 к Постановлению N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" с 1 января 2015 года норматив потребления тепловой энергии на отопление установлен - 0,0145 Гкал/кв. м (без повышающего коэффициента 1,1, применение обществом которого установлено административным органом, с повышающим коэффициентом 1,1 норматив потребления составляет 0,0160).
При этом следует отметить, что повышающий коэффициент согласно приложению 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554 предусмотрен в соответствии с п.3(1) приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в случаях отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах, но имеющих техническую возможность для их установки. Наличие (отсутствие) технической возможности установки приборов учета коммунальных услуг определяется в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
В рассматриваемом случае многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (л.д.73-74).
Как установлено административным органом и подтверждено судом первой инстанции на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, ЗАО "ТСК "Воткинский завод" в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии (согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета, утвержденного 05.12.2014, введенного в эксплуатацию с 01.10.2014 по 31.05.2015), при начислении платы собственнику квартиры N 2 дома 62 по ул. Кирова г.Воткинска применило в марте, апреле, мае 2015 года для расчета платы за отопление норматив потребления с учетом повышающего коэффициента 1,1, который должен применяться для домов при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета. То есть, Общество применило 0,0160 Гкал/кв.м, вместо 0,0145 Гкал/кв.м, что повлекло обсчет потребителя коммунальной услуги по отоплению за март 2015 руб. на 71,08 руб., за апрель 2015 г. на 71,08 руб., за май - на 71,08 руб., что является нарушением требований Постановлений N 63 и N 554.
Действия ЗАО "ТСК "Воткинский завод" при расчете платы за отопление с применением норматива потребления с учетом повышающего коэффициента 1,1, то есть 0,0160 Гкал/кв.м вместо 0,0145 Гкал/кв.м, привели к обману потребителей путем их обсчета при предъявлении к оплате платежных документов за март-май 2015 года с завышенной суммой за отопление, а также необоснованному возложению на потребителей дополнительной обязанности по оплате коммунальной услуги.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Следовательно, событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Доказательств, опровергающих правильность производства административным органом математического расчета, применения составляющих формулы, обществом также не представлено.
Ссылки апеллятора на письмо Министерство энергетики и ЖКХ УР от 17.06.2015 N 10-01/05/4279 являются несостоятельными.
Министерство энергетики и ЖКХ УР в письме от 17.06.2015 N 10-01/05/4279 сообщило заявителю, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не предусмотрен порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению по многоквартирным домам, имеющим общедомовой прибор учета, а сведения о потреблении за прошлый год отсутствуют по каким-либо причинам, в этом случае Министерство считает возможным производить начисления по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденным приложением 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N554, без учета повышающих коэффициентов.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина общества в совершении административного правонарушения установлена административным органом, исследована в постановлении и подтверждена материалами дела.
Общество является профессиональным участником на рынке оказания услуг отопления населению, в своей дяетельности руководствуется нормативными правовыми актами, регулирующими данную деятельность, в том числе при производстве расчетов по оплате предоставляемых услуг, с учетом особенностей наличия (отсутствия) общедомовых приборов учета, установленных нормативов и других составляющих применяемых при расчетах формул. Общество должно и может в силу специфики осуществляемой деятельности производить правильный расчет с потребителями его услуг, которые не обладают специальными познаниями, производят оплату услуг согласно предъявляемым счетам-квитанциям.
Соответственно, действуя недобросовестно, общество своими неправомерными действиями по неправильному применению расчета платы, получая от этого материальную выгоду, поскольку размер платы для потребителя увеличивается, превышает нормативно установленную величину, что очевидно при производстве математического расчета, производит обман потребителя путем обсчета, то есть действует виновно.
Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ. Доводы общества подлежат отклонению, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и действующему законодательству.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление принято управлением в пределах его полномочий с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции ч.1 ст.14.7 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку оно посягает на охраняемые законом отношения в сфере регулируемого ценообразования, права и интересы потребителей коммунальных услуг. Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения, суду не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, принимая их в совокупности, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Ошибочно уплаченная по платежному поручению от 20.10.2015 N 1260 государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб. не подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, поскольку не представлен подлинник платежного поручения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2015 года по делу N А71-7980/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Теплосбытовая компания "Воткинский завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7980/2015
Истец: ЗАО "Теплосбытовая компания "ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Воткинске