г. Пермь |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А50-26990/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю. А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Афанасьева И.Г., паспорт, доверенность от 09.07.2015,
от ответчика - не явился,
от третьих лиц - не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 сентября 2015 года
по делу N А50-26990/2014,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации, об обязании провести государственную регистрацию,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в государственной регистрации, содержащегося в сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.09.2014 N 01/212/2014-553. Также заявитель просит обязать заинтересованное лицо провести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 20.02.2014 N 2 к договору аренды лесного участка от 01.07.2009 N 137.
Решением суда от 25.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с решением суда не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что поскольку государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, о регистрации, а также лесного законодательства. При этом положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не применимы. Считает, что основанием регистрации является решение уполномоченного органа об образовании земельного участка, которое представлено на регистрацию не было.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, представил письменный отзыв, просит оставить решение суда от 25.09.2015 без изменения.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края и заявителем 01.07.2009 был заключен договор N 137 аренды земельного участка, согласно которому заявителю передавался лесной участок 149,7 га для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на срок с 26.01.2009 по 24.01.2014 с учетом дополнительного соглашения N 1 от 22.02.2012.
Схема расположения и границы лесного участка, а также характеристика лесного участка приведены в приложениях 1, 2 к договору (т. 1 л.д.57-60).
Согласно п. 4 договора лесной участок передается арендатору для строительства ВЛ 500 кВ Северная -БАЗ.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.07.2009 N 137 (л.д.65-68).
20.02.2014 между сторонами указанного договора (на стороне арендодателя Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного (лесного) участка от 01.07.2009 N 137, согласно которому стороны продлили срок действия договора по 24.01.2016; указали следующее местоположение лесного участка: "Пермский край, Александровский муниципальный район, Кизеловское лесничество, Коспашское участковое лесничество (Мелковское), кварталы N6 (части выделов 6, 8, 12, 13), N7 (части выделов 1, 5,6,7,8,14), N8 (части выделов 7, 10, 11, 13, 14), N9 (части выделов 8, 9, 10), N10 (части выделов 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 21), N11 (части выделов 1, 2), N 15 (части выделов 14, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 30), N16 (части выделов 9, 10, 12, 14, 15), N17 (части выделов 2, 7, 10, 11, 12, 13, 24), N18 (части выделов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), N19 (части выделов 1, 2, 3, 4, 5), N20 (часть выдела 2)".
19.05.2014 заявитель обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.02.2014 N 2 к договору аренды лесного участка от 01.07.2009 N 137.
В государственной регистрации указанного дополнительного соглашения заинтересованное лицо отказало сообщением от 19.09.2014 N 01/212/2014-553.
Согласно оспариваемому сообщению об отказе лесной участок, являющийся предметом договора аренды, должен быть поставлен на кадастровый учет, так как он образован из земель, уже поставленных на кадастровый учет.
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201) предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122.
Согласно п. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды N 137 от 01.07.2009, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 235-2009-01, что следует из пункта 2 договора аренды. Кроме того к договору приложены схема расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования. Регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 235-2009-01 была проведена в установленном законом порядке.
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Вводного закона, является верным вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, поскольку представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка с координатами, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема.
Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Содержащиеся в судебном акте выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике, которая отражена в правовой позиции в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о необходимости принятия решения о разделении и постановки участка на кадастровый учет.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя судом первой инстанции правомерно на ответчика возложена обязанность устранить нарушения, путем проведения государственной регистрации дополнительного соглашения N 2 от 20.02.2014 к договору N 137 аренды лесного участка от 01.07.2009 (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 25.09.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 сентября 2015 года по делу N А50-26990/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А.Голубцова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26990/2014
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, лесного ходзяйства и экологии Пермского края, ТУ Федеральное агенство по управлению Федеральным имуществом по ПК