г. Москва |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А41-42810/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мальцевым С.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Устюжаниным А.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Гранде-В" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 августа 2015 года по делу N А41-42810/15, принятое судьей Коваль А.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Гранде-В" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области о признании недействительным решения регистрирующего органа и об обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Гранде-В" (далее - общество, ООО "Гранде-В") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Московской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области от 06.05.2015 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов", вынесенное по итогам рассмотрения документов закрытого акционерного общества "Гранде-В", представленных 27.04.2015 г. под вх.N1249А; обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области в 5-дневный срок с даты принятия арбитражным судом решения, осуществить государственную регистрацию на основании документов, представленных 27.04.2015 г. под вх.N 1249А, и внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации закрытого акционерного общества "Гранде-В", о чем выдать свидетельство о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2015 по делу N А41-42810/15 заявленные требования удовлетворены (л.д.103-105).
Дополнительным решением от 14.09.2015 по делу N А41-42810/15 с инспекции в пользу общества взыскано 9000 рублей государственной пошлины (л.д.116).
Не согласившись с решением суда от 24.08.2015, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом общество "Гранде-В" зарегистрировано Филиалом N 13 Московской регистрационной палатой 28.05.1997 за N 397.528, имеет ОГРН 1037739768054 и состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Московской области (далее - налоговый орган) на основании свидетельства серия 50 N 012585544 от 07 декабря 2011 г., ИНН 7710246851.
В связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности обществом "Гранде-В" единственным участником общества было принято решение N 04-09-2013 от 04.09.2013 г. о ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии и её председателя, о чем в адрес регистрирующего органа было направлено соответствующее уведомление с приложением решения о ликвидации общества.
На основании уведомления и в силу п.2 ст.20 ФЗ "О государственной регистрации" регистрирующий орган 29.10.2013 внёс в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что заявитель находится в процессе ликвидации, сформирована ликвидационная комиссия и назначен её председатель, о чем выдан лист записи от 29.10.2013 (запись в ЕГРЮЛ N 2135040079436).
Ликвидационная комиссия общества "Гранде-В" разместила в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 1, N 3 (463), январь 2014 года, дата выхода тиража 22.01.2014) публикацию о своей ликвидации, а также о порядке для заявления требований кредиторами.
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия общества "Гранде-В" составила промежуточный ликвидационный баланс, утверждённый решением единственного акционера общества "Гранде-В" от 06.05.2014 N 06-05-2014.
Утверждённый промежуточный баланс содержал все сведения о составе имущества общества. Об этом было сообщено в регистрирующий орган уведомлением (с приложением баланса), на основании которого регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ соответствующую запись N 2145040036470.
Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации заявителя в связи с его ликвидацией с приложением соответствующего пакета документов (л.д.77).
Решением налогового органа от 06.05.2015 N 1249А заявителю отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица, в связи с наличием у общества "Гранде-В" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций (л.д.18).
Полагая, что решение регистрирующего органа является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о представлении заявителем при подаче заявления о государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с его ликвидацией всех необходимых документов, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон N 129-ФЗ (статья 1 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из текста оспариваемого ненормативного правового акта, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, отсутствует ликвидационный баланс, при этом, налоговым органом сделан вывод недостоверности сведений ликвидационного баланса заявителя ввиду наличия у него кредиторской задолженности.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, в промежуточный баланс включаются требования, заявленные кредиторами в установленном порядке в срок, предусмотренный для их предъявления.
Суд первой инстанции обоснованно указал в судебном акте, что инспекция не принимала каких-либо мер по взысканию кредиторской задолженности в установленные действующим законодательством сроки.
Согласно статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Апелляционным судом установлено, что на момент подачи заявления о регистрации ликвидации обществу не было известно о претензиях налогового органа.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих, что инспекция в установленном порядке не заявляла кредиторские требования для включения в ликвидационный баланс, не представлено.
Не принимается во внимание суда апелляционной инстанции довод заявителя о том, что поскольку ликвидационный баланс общества не содержит сведений о задолженности перед бюджетом, он не является надлежащим документом, необходимым для государственной регистрации ликвидации юридического лица, с учетом следующего.
Налоговый орган не указывает на сокрытие заявителем недоимки и необходимости ее предварительного погашения для целей возможности ликвидации учреждения. Указание на несоответствие содержания представленного баланса фактическому состоянию непогашенных обязательств носит формальный характер.
Кроме того, за принудительным взысканием, имеющейся, по утверждению инспекции, задолженности в судебном порядке заявитель также не обращался.
Таким образом, инспекция не приняла всех предусмотренных действующим законодательством мер, направленных на своевременное выявление и взыскание задолженности общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 201 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На это, в частности, обращается внимание и в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, поскольку пришел к обоснованному выводу о том, что обществом для заявленной регистрации о ликвидации юридического лица были представлены все необходимые документы, предусмотренные положениями Федерального закона N 129-ФЗ, а установленные названным Федеральным законом основания для отказа регистрирующим органом в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией отсутствовали.
Апелляционная инстанция не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 августа 2015 года по делу N А41-42810/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42810/2015
Истец: ЗАО "Гранде-В"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области