15 декабря 2015 г. |
Дело N А12-39616/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы ВКС:
представитель Комитета тарифного регулирования Волгоградской области Бонарева Елена Алексеевна, действующая по доверенности от 02.03.2015 N 12,
представитель акционерного общества "Центральное конструкторское бюро "Титан" Штыргун Надежда Сергеевна, действующая по доверенности от 01.10.2015 N 43,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета тарифного регулирования Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 23 октября 2015 года по делу N А12-39616/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Смагоринская Е.В.)
по заявлению акционерного общества "Центральное конструкторское бюро "Титан" (ОГРН 1103459004362, ИНН 3442110950) к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Титан" (далее - АО "ЦКБ "Титан", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет, административный орган) от 06.08.2015 N 03-06/15-503 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 23 октября 2015 года по делу N А12-39616/2015 заявленные требования удовлетворены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании с использованием системы ВКС представитель Комитета тарифного регулирования Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель акционерного общества "Центральное конструкторское бюро "Титан" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам систематического наблюдения и анализа, проведенного на основании приказа председателя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 31.03.2015 N 59-ВН "Об утверждении перечня субъектов контроля, подлежащих систематическому наблюдению и анализу за соблюдением стандартов раскрытия информации, на 2 квартал 2015 года" установлено, что АО "ЦКБ "Титан" нарушены требования стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности в сфере услуг по передаче электрической энергии в части сроков раскрытия информации.
Так, по итогам осмотра официального сайта общества по адресу: http://www.cdbtitan.ru/fhdocs, а так же исходя из представленных обществом уведомлений Комитета о месте и дате опубликования информации, подлежащей раскрытию, установлено, что в нарушение пункта 10 (2) и пункта 12 Стандартов АО "ЦКБ "Титан":
- не опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 9 Стандартов, по форме, установленной в приложении названных стандартов, которая подлежала раскрытию Обществом в срок до 18 апреля 2015 года;
- не опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 11 Стандартов, по форме, установленной в приложении N 1 к Единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 года N 186;
- несвоевременно опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "а" пункта 11 Стандартов: опубликовало 02 апреля 2015 года, тогда как необходимо было опубликовать в срок до 01 марта 2015 года;
- несвоевременно опубликовало информацию, предусмотренную абзацем 1-12 подпункта "б" пункта 11 Стандартов: опубликовало 03 апреля 2015 года, тогда как необходимо было опубликовать в срок до 01 марта 2015 года;
- несвоевременно опубликовало информацию, предусмотренную абзацем 13-14 подпункта "б" пункта 11 Стандартов: опубликовало 02 апреля 2015 года, тогда как необходимо было опубликовать в срок до 01 марта 2015 года.
По данному факту 23.07.2015 Комитетом в отношении АО "ЦКБ "Титан" был составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 06.08.2015 N 03-06/15-503 общество привлечено к административной ответственности по статьи 9.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб., которое оспаривается в настоящем деле.
Судебная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные требования в связи с применением положений ст. 2.9. КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 9.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют, в том числе, противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении порядка, способов или сроков опубликования установленной стандартами информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Как видно из материалов дела, АО "ЦКБ "Титан" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.12.2014 N 57/6 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе для АО "ЦКБ "Титан".
Согласно пункта 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъектами розничных рынков являются сетевые организации.
Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты), утвержденными Постановлением N 24.
Пунктом 3 Стандартов предусмотрено, что субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
В силу пункта 10 (2) Стандартов информация, указанная в подпункте "г" пункта 9 названных стандартов, подлежит раскрытию - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию. При этом субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 названных стандартов, по форме согласно приложению к Стандартам. Учитывая, что предложение об установлении тарифа на 2016 год подано обществом в Комитет 28.04.2015 (вх. N 31/3498), то данную информацию АО "ЦКБ "Титан" обязано раскрыть до 18.04.2015.
В соответствии с пунктам 12 Стандартов, информация, указанная в подпункте "а", абзацах 1-14 подпункта "б" пункта 11 названных стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта. Информация, указанная в подпункте "и" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети "Интернет", предоставляется потребителям путем размещения в печатном виде в центрах очного обслуживания и обновляется в течение 10 дней со дня вступления в силу изменений. Данная информация раскрывается по форме, установленной в приложении N 1 к Единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186.
Административным органом по результатам систематического наблюдения и анализа правомерно установлено, что обществом нарушены требования стандартов раскрытия информации в сфере холодного водоснабжения.
Общество, в нарушение пункта 10 (2) и пункта 12 Стандартов:
- не опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 9 Стандартов, по форме, установленной в приложении названных стандартов, которая подлежала раскрытию Обществом в срок до 18 апреля 2015 года;
- не опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 11 Стандартов, по форме, установленной в приложении N 1 к Единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15 апреля 2014 года N 186;
- несвоевременно опубликовало информацию, предусмотренную подпунктом "а" пункта 11 Стандартов: опубликовало 02 апреля 2015 года, тогда как необходимо было опубликовать в срок до 01 марта 2015 года;
- несвоевременно опубликовало информацию, предусмотренную абзацем 1-12 подпункта "б" пункта 11 Стандартов: опубликовало 03 апреля 2015 года, тогда как необходимо было опубликовать в срок до 01 марта 2015 года;
- несвоевременно опубликовало информацию, предусмотренную абзацем 13-14 подпункта "б" пункта 11 Стандартов: опубликовало 02 апреля 2015 года, тогда как необходимо было опубликовать в срок до 01 марта 2015 года.
Материалами дела подтверждается факт нарушения АО "ЦКБ "Титан" установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности в сфере услуг по передаче электрической энергии в части срока предоставления информации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "ЦКБ "Титан" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ. Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества, препятствующих своевременному исполнению им вышеуказанных требований, принятию им для этого всех необходимых мер, в материалах дела отсутствуют.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства.
Исследовав применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вопрос о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.15 КоАП РФ, установлены административным органом, что нашло свое подтверждение в суде первой инстанции. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Наказание назначено в пределах санкции ст. 9.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что вина общества установлена, в связи с чем АО "ЦКБ "Титан" подлежит привлечению к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ.
Судебная коллегия отклоняет данный довод, поскольку суд первой инстанции установил вину общества во вменяемом правонарушении, однако удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.
Проанализировав все обстоятельства дела в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно освободил общество от наказания путем применения ст.2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. КоАП РФ не содержит исключений для применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из материалов дела, общество ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, нарушение прав третьих лиц материалы дела не содержат. Не установлено административным органом и наступления тяжелых последствий, в частности, для иных субъектов предпринимательской деятельности, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненного им вреда.
В соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 71 АПК РФ, оценив конкретные обстоятельства дела, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, вреда, причиненного личности, обществу или государству, суд первой инстанции правомерно квалифицировал допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободил общество от административной ответственности, применив статью 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, что является мерой воспитательного (профилактического) воздействия на лицо, совершившее правонарушение и недопущение его совершения в дальнейшем.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 23 октября 2015 года по делу N А12-39616/2015 принятое в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-39616/2015
Истец: АО "ЦКБ "ТИТАН", ОАО "Центральное конструкторское бюро "Титан"
Ответчик: Комитет тарифного регулирования Волгоградской области