г. Пермь |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А50-11534/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А. Н.
судей Бородулиной М. В., Яринского С. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Нуретдиновой О. И.
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья": Сюркаева С. В, паспорт, доверенность от 12.11.2015 года;
от ответчика, муниципального образования "город Пермь" в лице администрации города Перми: Букреева Ю.А., удостоверение, доверенность от 02.04.2015 года;
от третьего лица, Департамента финансов администрации города Перми: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального образования "город Пермь" в лице администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 октября 2015 года
по делу N А50-11534/2015,
принятое судьей О. Г. Власовой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382)
к муниципальному образованию "город Пермь" в лице администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635)
третье лицо: Департамент финансов администрации города Перми
о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее - ООО "НОВОГОР-Прикамье", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с муниципального образования "город Пермь" в лице администрации города Перми (за счет Департамента финансов администрации города Перми) 18 480 руб. 53 коп. расходов на установку общедомовых приборов учета на основании статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д.9-11).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2015 года исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечен Департамент финансов администрации города Перми (л.д.1-4).
Определением от 31.07.2015 года суд на основании части 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (л.д.91-93).
До вынесения судебного акта по существу спора истец на основании статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил взыскать расходы на установку общедомовых приборов учета в сумме 18 480 руб. 53 коп. с МО "город Пермь" в лице администрации города Перми за счет казны МО "город Пермь" (л.д.100).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.10.2015 года (резолютивная часть от 28.09.2015 года, судья О. Г. Власова) исковые требования удовлетворены. С МО "город Пермь" в лице администрации города Перми за счет казны МО "город Пермь" в пользу ООО "НОВОГОР-Прикамье" взыскано 18 480 руб. 53 коп. и 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску (л.д.134-140).
Ответчик, МО "город "Пермь" в лице администрации города Перми, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что на территории города Перми действует "Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, выполняющим работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии пропорционально доле города Перми в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета воды, электрической энергии, газа в помещениях муниципального жилищного фонда города Перми", утвержденный Постановлением Администрации г. Перми от 25.06.2014 N 417 (далее - Порядок N 417).
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка N 417 для получения субсидии на возмещение затрат по установке ОДПУ получатель субсидии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в Учреждение (г. Пермь, ул. Хохрякова, 25) заявку по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку с приложением следующих документов: на выполнение работ по установке ОДПУ; на приобретение ОДПУ (счета-фактуры, платежные поручения и другое); акты приемки выполненных работ (форма КС-2); справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3); копии актов допуска (ввода) в эксплуатацию ОДПУ, подписанные лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме из числа собственников помещений в таком доме, в том числе при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, и осуществляющими управление многоквартирным домом управляющей организацией, индивидуальным предпринимателем, председателем ТСЖ, ЖСК, ЖК, а также уполномоченными представителями РСО и Учреждения. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 417 под учреждением понимается МКУ "Городская коммунальная служба", подведомственное департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.
При проверки представленного истцом пакета документов для получения субсидии на возмещение затрат по установке ОДПУ было установлено, что в актах допуска (ввода) в эксплуатацию ОДПУ отсутствуют подписи лиц, уполномоченных общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме из числа собственников помещений в таком доме и уполномоченных представителей учреждения, в связи с чем пакет документов был возвращен ООО "НОВОГОР-Прикамье".
В силу пункта 4.10 порядка N 417 получатель субсидии имеет право повторно обратиться за ее получением после устранения нарушений.
Вместе с тем, ООО "НОВОГОР-Прикамье" выявленные нарушения не устранены. За повторным получением субсидий истец не обращался.
С учетом изложенного МО "Город Пермь" в лице администрации города Перми просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ООО "НОВОГОР-Прикамье", доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, Департамент финансов администрации города Перми, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание 18 декабря 2015 года явку представителя не обеспечил, в связи с чем апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьёй 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МО "город Пермь" на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 16, 17; ул. Мира 126 (письмо Администрации города Перми от 19.02.2015 года N СЭД-19-40-93 об объектах муниципального жилищного фонда - л.д. 16-17).
03.12.2012 года между ООО "НОВОГОР-Прикамье" (Заказчик) и ООО "РКС-Инжиниринг" (Генеральный подрядчик) заключен договор генерального подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ N НП/ГП-ОДПУ/110-2012/11-028, в соответствии с условиями которого Генеральный подрядчик обязуется выполнить работы по разработке, согласованию, утверждению проектно-сметной документации, выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке приборов учета ресурсов (тепловой и электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на объектах, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору для нужд Заказчика, а Заказчик обязуется принять результаты выполненных Генеральным подрядчиком работ и оплатить их на условиях, предусмотренных настоящим договором (л.д.18-28).
В соответствии с Приложением N 1 в перечень домов, подлежащих оснащению приборами учета воды, включены дома по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 16, 17; ул. Мира, 126 (л.д.27).
Работы по установке общедомовых приборов учета воды подрядчиком выполнены, что подтверждается подписанными сторонами без замечаний актами о приемке выполненных работ (л.д.29-45), а также справками о стоимости выполненных работ и затрат (л.д.46-52).
Согласно подписанным ООО "НОВОГОР-Прикамье" и представителями управляющих организаций актам приемки в эксплуатацию узлов учета от 25.12.2013 года, от23.01.2014 года (л.д.53-58) общедомовых приборы учета в многоквартирных домах по адресу: г. Пермь, ул. Белозерская, 16, 17; ул. Мира, 126, данные приборы приняты ООО "НОВОГОР-Прикамье" в качестве коммерческих (л.д.53-58).
Технический осмотр приборов учета холодной воды осуществлен истцом и исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями).
Предъявленные истцом к оплате счета на возмещение расходов по установке ОДПУ N ЦО-1711 от 24.09.2014 года на сумму 6 218 руб. 64 коп., N ЦО-1712 от 24.09.2014 года на сумму 1 570 руб. 17 коп., счет-фактура N ЦО-16119 от 04.03.2015 года на сумму 10 691 руб. 73 коп. (л.д.60-64) ответчиком не оплачены.
Письмом от 29.10.2014 года N 110-17153 истцом ответчику направлено предложение о возмещении затрат на установку общедомовых приборов учета в течение 10 дней с момента получения письма (л.д.65-67).
Ответчик в добровольном порядке расходы истца по установке приборов учета не возместил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пришел к выводу о том, что обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета, установленных ресурсоснабжающей организацией в жилых домах, лежит на ответчике.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к сетям централизованного водоснабжения.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
На основании части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При изложенных обстоятельствах, нормами Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
При этом, в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2012 N ВАС-2613/12 указано, что организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанная обязанность названных организаций возникает при условии обращения собственника объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, на основании возмездного договора между указанными лицами. В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.01.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Закон об энергосбережении прямо предусматривает обязанность собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение такого объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов. Если же собственник объекта в установленный срок не выполнил указанную обязанность и не привел имеющийся у него прибор учета энергетических ресурсов в соответствие с требованиями действующего законодательства, то оснащение приборами учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственника такого объекта.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета холодной воды не противоречат воле собственников, следовательно, возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое правомерно возложено в данном случае на собственника жилых помещений.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ответчика о том, что возмещение затрат юридическим лицам на установку общедомовых приборов учета производится исключительно в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, выполняющим работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии пропорционально доле города Перми в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета воды, электрической энергии, газа в помещениях муниципального жилищного фонда города Перми", утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 25.06.2014 N 417.
Предусмотренный Постановлением Администрации г. Перми от 25.06.2014 N 417 Порядок не может являться препятствием для реализации прав и обязанностей сторон, императивно предусмотренных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок N 417 подразумевает добровольное возмещение ответчиком затрат на установку общедомовых приборов учета и не исключает обращение истца в суд с требованием о взыскании соответствующих расходов в принудительном порядке в соответствии с положениями статьи 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ на основании Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку доказательств возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета на сумму 18 480 руб. 53 коп. ответчиком в материалы дела не представлено, указанная задолженность правомерно взыскана судом первой инстанции с МО "город Пермь" в лице администрации города Перми за счет казны МО "город Пермь" на основании пунктов 1, 2 статьи 125, пункта 3 статьи 215 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пользу ООО "НОВОГОР-Прикамье".
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края от 02 октября 2015 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 октября 2015 года по делу N А50-11534/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
А.Н.Лихачева |
Судьи |
М.В.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11534/2015
Истец: ООО "НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРИКАМЬЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ, МО "Город Пермь" в лице Администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент финансов Администрации г. Перми