г. Москва |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А41-54386/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Иевлева П.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
в судебном заседании участвуют представители:
от истца МИО МО (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика Администрации Шатурского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
ЗАО "Мосстроймеханизация-5" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства МО - Виноградова Е.А., представитель по доверенности от 29.12.2014 г.
от Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства МО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ГКУ МО "УКС" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Росреестра по МО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814, ОГРН 1025005245055)
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2015 года по делу
N А41-54386/15, принятое судьей Капаевым Д.Ю.,
по иску МИО МО к ТУ Росимущества, Администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее- МИО МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее- ТУ Росимущества в Московской области), Администрации Шатурского муниципального района Московской области (далее- Администрация) о признании права собственности на гидротехническое сооружение площадью 897 845 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Шатурский муниципальный район, с.п. Кривандинское с кадастровым номером 50:25:0070430:39. (спорный объект) (т. 1 л.д. 2-6).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Комитет лесного хозяйства МО, Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства МО, ГКУ МО "УКС", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ЗАО "Мосстроймеханизация-5".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2015 года по делу N А41-54386/15, в удовлетворении исковых требований отказано (т.2 л.д. 62-63).
Не согласившись с указанным судебным актом, МИО МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права (т.2 л.д. 73-76).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства МО доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, ответчика, ГКУ МО "УКС", Управления Росреестра по МО, ЗАО "Мосстроймеханизация-5", Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства МО извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя Комитета лесного хозяйства МО, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Правительства Московской области от 09.08. 2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (с изменениями от 04.07.2012 N878/22), для решения вопросов по предупреждению торфяных пожаров предусматривается подготовка 34 комплектов проектной и рабочей документации и строительство 46 комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфяников, в том числе межевание земельных участков, разработка проектов освоения лесов и техническая инвентаризация завершенных строительством ГТС.
Для оптимизации работы по строительству гидротехнических сооружений, функции по выполнению отдельных полномочий заказчика были переданы Государственному учреждению Московской области "Управление капитального строительства" распоряжениями Министерства строительного комплекса Московской области N 7 от 14.03.2011, N 26 от 26.05.2011, N 53 от 19.09.2011.
Для строительства гидротехнических сооружений для обводнения торфяных земель с Комитетом лесного хозяйства Московской области 07 августа 2013 года заключен Договор безвозмездного срочного пользования лесными участками N БСП-50-0009-05-12-19.
23 сентября 2011 года Министерством строительного комплекса Московской области (впоследствии Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области) и ЗАО "Мосстроймеханизация-5" заключен Государственный контракт N Э/ПИР -Шат 2 на выполнение инженерных изысканий и подготовки проектной и рабочей документации на строительство объекта: "Комплекс гидротехнических сооружений для обводнения торфоместорождения "Туголесский Бор", участок "Чистое болото", с запада - кварталы лесного фонда 87,106, 115, 4, с востока - кварталы лесного фонда 45, 57, 69, 82, 93, 105, 106, 119, 126, 136, 143, с юга - оз. Тельминское, д. Тельма.
Стороны выполнили обязательства по контракту и 01 февраля 2012 года был подписан двухсторонний Акт о результатах реализации Государственного контракта N Э/ПИР -Шат 2.
Разрешение на строительство N 50532301-06с от Администрации Администрации Шатурского муниципального района получено 16 февраля 2012 года.
01 июня 2012 года Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области и ЗАО "Мосстроймеханизация-5" заключен Государственный контракт N Э/Стр -Шат 33 по строительству объекта "Комплекс гидротехнических сооружений для обводнения торфоместорождения "Туголесский Бор", участок "Чистое болото", с запада - кварталы лесного фонда 87,106, 115, 4, с востока - кварталы лесного фонда 45, 57, 69, 82, 93, 105, 106, 119, 126, 136, 143, с юга - оз. Тельминское, д. Тельма.
Стороны выполнили обязательства по контракту и 27 декабря 2013 года был подписан двухсторонний Акт о результатах реализации Государственного контракта N Э/Стр -Шат 33 Объект завершен строительством и принят в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 50532301-04в от 30 сентября 2013 года. В соответствии с п. 2 указанного Акта право собственности на объект принадлежит Московской области в размере 100%.
На основании кадастрового паспорта сооружения от 18 марта 2014 года N МО-14/ЗВ-387513 объекту присвоен кадастровый номер 50:25:0070430:39, площадь застройки 894 845кв.м. расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:25:0000000:24473, 50:25:0000000:24474, 50:25:0000000:24477, 50:25:0000000:24530, 50:25:0000000:24540, 50:25:0000000:25871, 50:25:0070419:25, 50:25:0070419:26, 50:25:0070419:27, 50:25:0070419:28, 50:25:0070430:11, 50:25:0070430:15, 50:25:0070430:19, 50:25:0070430:25, 50:25:0070430:29, 50:25:0070430:33, 50:25:0070419:29, 50:25:0070430:12, 50:25:0070430:16, 50:25:0070430:2, 50:25:0070430:26, 50:25:0070430:30, 50:25:0070430:34, 50:25:0070430:1, 50:25:0070430:13, 50:25:0070430:17, 50:25:0070430:22, 50:25:0070430:27, 50:25:0070430:31, 50:25:0070430:35, 50:25:0070430:10, 50:25:0070430:14, 50:25:0070430:18, 50:25:0070430:23, 50:25:0070430:28, 50:25:0070430:32, 50:25:0070430:36, 50:25:0070430:37, 50:25:0070430:38.
Государственное учреждение Московской области "Управление капитального строительства" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о регистрации права собственности Московской области на указанный объект.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 1 августа 2014 года уведомило об отказе в государственной регистрации права собственности Московской области в связи с невозможностью идентифицировать земельный участок, в пределах которого расположен объект. Указав, что МИО МО не может зарегистрировать свое право собственности на построенный объект, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из того, что права на приобретенный истцом объект никем не оспариваются и за другим лицом не зарегистрированы, соответственно вопрос о достаточности сведений для вывода о возникновения прав в результате приобретения объекта при отсутствии спора должен решаться непосредственно регистрирующим органом. Кроме того. суд первой инстанции указал, что обращение в суд с иском о признании права собственности на объект не является надлежащим способом защиты права.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/20 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
По правилам п. 1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
При этом в соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Стороны выполнили обязательства по контракту и 27 декабря 2013 года был подписан двухсторонний Акт о результатах реализации Государственного контракта N Э/Стр -Шат 33 Объект завершен строительством и принят в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 50532301-04в от 30 сентября 2013 года. В соответствии с п. 2 указанного Акта право собственности на объект принадлежит Московской области в размере 100%.
Как следует из материалов дела, единственным препятствием для государственной регистрации права собственности является невозможность идентифицировать земельный участок, на котором расположен ГТС, а также и то, что при строительстве ГТС соблюдена совокупность всех юридических фактов, необходимых для возникновения права на объект недвижимости.
Кроме того, Постановлением Правительства Московской области от 09.08.2010 N 646/34 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011-2013 годы" (с изменениями от 04.07.2012 N 878/22), для решения вопросов по предупреждению торфяных пожаров предусматривается подготовка 34 комплектов проектной и рабочей документации и строительство 46 комплексов гидротехнических сооружений для обводнения торфяников, в том числе межевание земельных участков, разработка проектов освоения лесов и техническая инвентаризация завершенных строительством ГТС, что будет лишь способствовать предотвращению возможных крупных торфяных и лесоторфяных пожаров, что естественным образом в интересах Российской Федерации.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела с учетом оценки представленных документов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем, решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2015 года по делуN А41-54386/15, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2015 года по делу N А41-54386/15, отменить.
Признать право собственности Московской области на сооружение, назначение: гидромеханическое, площадь застройки 897 845 кв. м, адрес объекта: Московская область, Шатурский муниципальный район, с.п. Кривандинское с кадастровым номером 50:25:0070430:39.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54386/2015
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Администрация Шатурского муниципального района Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: АО "Мосстроймеханизация-5", Государственное казенное учреждение Московской области "Управление капитального строительства", ЗАО "Мосстроймеханизация-5", Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области