г. Пермь |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А60-24668/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т. М.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - Дачно-строительный кооператива "Уральское поместье" (ДСК "Уральское поместье"): Баймлер И.В. (паспорт, доверенность от 15.12.2015),
от заинтересованного лица - Администрации городского округа Первоуральск,
от третьего лица - Титова Григория Геннадьевича,
от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ ФКП Росреестра по СО): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Администрации городского округа Первоуральск,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 октября 2015 года,
принятое судьёй В.С. Трухиным,
по делу N А60-24668/2015
по заявлению ДСК "Уральское поместье" (ОГРН 106625003517, ИНН 6625060075)
к Администрации городского округа Первоуральск
третьи лица: Титов Г.Г., ФГБУ ФКП Росреестра по СО
о признании незаконным действий,
установил:
ДСК "Уральское поместье" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказ Администрации городского округа Первоуральск в предоставлении ДСК "Уральское поместье" в аренду земельного участка, оформленный письмом от 13.04.2015 N 741, а также приложенной к нему выписки из протокола заседания муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск от 10.02.2015; обязании Администрацию городского округа Первоуральск предоставить ДСК "Уральское поместье" в аренду на 3 года под проектирование и строительство дачного поселка земельный участок, площадью 84541+/- 203кв.м., кадастровый номер 66:58:2802001:556.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2015 года заявление удовлетворено.
Не согласившись, Администрация городского округа Первоуральск обжаловала решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:5862802001:556 образован путём выдела из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:121, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования СХПК "Первоуральский". Для реализации Генплана ГО Первоуральск Администрацией городского округа Первоуральск после постановки на кадастровый учёт границы села Слобода, в Муниципальную программу "Подготовка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий городского округа Первоуральск на 2015-2017 годы" будут заложены мероприятия по разработке проекта планировки жилого микрорайона под строительство ИЖС на данной территории, в том числе и на земельном участке, испрашиваемом ДСК "Уральское поместье". В соответствии с ПЗЗ земельный участок, испрашиваемый ДСК "Уральское поместье", расположен в трёх территориальных зонах: Н-2 (территории, резервируемые для развития населенных пунктов в границах земель различных категорий с не установленными регламентами до утверждения градостроительной документации городского округа в части данных населенных пунктов), СУ (сельскохозяйственные угодья), Т-2 (зона объектов автомобильного транспорта). Критическое отношение суда к представленному графическому материалу к ПЗЗ (поскольку границы земельного участка выполнены "от руки" (фломастером), что не позволяет утверждать о нахождении участка в трех территориальных зонах) считаю необоснованным, так как в соответствии с ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской федарации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, на данных картах не отображаются все когда-либо образованные/образуемые земельные участки в конкретных границах, границы испрашиваемого земельного участка выделены в графическом материале исполняющим обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО Первоуральск с использованием системы по обеспечению градостроительной деятельности (программы Q-Gis).
Заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ
Как следует из материалов дела, 16.01.2015 заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 3 года под проектирование и строительство дачного поселка земельного участка площадью 84541+/-203кв.м., кадастровый номер 66:58:2802001:556.
Письмом от 13.04.2015 N 741, а также приложенной к нему выписки из протокола заседания муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск от 10.02.2015 заявителю было отказано.
Основанием для отказа является то, что заявленное использование земельного участка не соответствует документам территориального планирования и градостроительного зонирования, а также попадания части земельного участка на земли СХПК "Галина".
Не согласившись с отказом, ДСК "Уральское поместье" обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании отказа незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что в силу норм действующего законодательства, принимая во внимание, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:77 определены без осуществления кадастровых работ (следовательно, могут быть изменены при проведении последующего межевания), тогда как в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:58:2802001:556 проведены кадастровые работы, результаты которых являются точными и действительными, суд считает, что факт наложения данного земельного участка на участок с кадастровым номером 66:58:0000000:77, предоставленный СХПК "Галина", не доказан документально; в силу требований ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ и ч. 4 ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны были быть установлены таким образом, чтобы спорный земельный участок, сформированный из земельного участка образованного до утверждения Правил землепользования и застройки, принадлежал только к одной территориальной зоне.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2015 года подлежит отмене на основании ч.4 п.1 ст. 270 АПК РФ в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 ФЗ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
В статье 13 ФЗ N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 ЗК РФ).
В определении Верховного Суда РФ от 16.04.2015 по делу N А47-10068/2013 сформулирована правовая позиция, согласно которой в правоотношениях, связанных с предоставлением земельного участка для дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями ФЗ N 66-ФЗ. Предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований ФЗ N 66-ФЗ нарушает права граждан, претендующих на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 ФЗ N 66-ФЗ.
Суду не представлено сведений об учете граждан, учредивших ДСК "Уральское поместье", а также других членов этого кооператива в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков администрацией района. Доказательств утверждения этого списка органом местного самоуправления заявителем не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о том, что расчет площади земельного участка был произведен исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. При этом списочное количество граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства, является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. Именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры кооператива.
Таким образом, соблюдение требований ст. 13 ФЗ N 66-ФЗ при создании ДСК "Уральское поместье" и определении площади испрашиваемого земельного участка материалами дела не подтверждено.
В связи с чем, оснований для вывода о том, что принятое ответчиком решение об отказе в предоставлении земельного участка противоречит закону, у суда первой инстанции не имелось.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает также обоснованным довод ответчика о том, что заявленное использование земельного участка не соответствует документам территориального планирования и градостроительного зонирования, в связи со следующим.
В обоснование факта несоответствия заявленного использования земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования администрация указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в трех территориальных зонах: Н-2 (Территории, резервируемые для развития населенных пунктов в границах земель различных категорий с неустановленными регламентами до утверждения градостроительной документации городского округа в части данных населенных пунктов), СУ (Сельскохозяйственные угодья), Т-2 (Зона объектов автомобильного транспорта).
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Последствием нахождения земельного участка в нескольких территориальных зонах является отказ в постановке такого участка на кадастровый учет.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Судом установлено, что на момент утверждения расположения схемы испрашиваемого земельного участка (постановление Администрации городского округа Первоуральск N 1005 от 29.03.2013), на территории Городского округа Первоуральск действовали "Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области", утв. решением Первоуральской городской Думы от 26.08.2010 N 241 (далее - Правила).
В доказательство нахождения испрашиваемого участка в трех территориальных зонах, администрация ссылается на графический материал к Правилам (т.2 л.д.58,59), который суд необоснованно оценил критически.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Таким образом, в соответствии с п.4 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а не границы испрашиваемых и существующих земельных участков. Границы испрашиваемого земельного участка выделены в графическом материале с использованием системы по обеспечению градостроительной деятельности (Q-Gis), поскольку какой-либо конкретный вид нанесения земельных участков на карту градостроительного зонирования не предусмотрен законом.
Истец, в порядке ст.65 АПК РФ не предоставил иных доказательств, опровергающих представленный графический материал. Ходатайство о назначении экспертизы не заявил.
Вывод суда о том, что спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:121, местоположение - Свердловская обл., г. Первоуральск, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства, площадь - 162169607 кв.м., до принятия Правил, а значит в силу требований ч. 2 ст. 85 ЗК РФ и ч. 4 ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны были быть установлены таким образом, чтобы спорный земельный участок, сформированный из земельного участка образованного до утверждения Правил землепользования и застройки, принадлежал только к одной территориальной зоне, также является ошибочным.
Сам факт образования земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:121 до утверждения Правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 09.10.2007, Правила же утверждены 26.08.2010.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов.
Следовательно, данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
При этом, формирование новых земельных участков должно производится с учетом установленных градостроительных регламентов.
Поскольку в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания принятого ответчиком решения незаконным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что не соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2015 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2015 года по делу N А60-24668/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Дачно-строительного кооператива "Уральское поместье" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24668/2015
Истец: Дачно-строительный кооператив "Уральское поместье"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК
Третье лицо: Титов Григорий Геннадьевич, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по СО