г. Саратов |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А12-38278/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 октября 2015 года по делу N А12-38278/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз" (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, 7, ИНН 3444127100, ОГРН1053444093251)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, 12, ИНН 3444118585, ОГРН 1043400395631),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 90, ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127)
о признании незаконным решения,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз", инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (почтовые уведомления N 91111, N 91112 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз" (далее - ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Центральному району г. Волгограда) от 03.06.2015 N 15-17/518 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз" отменить в части штрафных санкций, снизив размер штрафа.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 октября 2015 года по делу N А12-38278/2015 решение инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 03.06.2015 N 15-17/518 о привлечении к ответственности общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз" за совершение налогового правонарушения отменено в части штрафных санкций в сумме 98 959 рублей.
С ИФНС России по Центральному району г. Волгограда в пользу ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз", инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Герат-Союз" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 23.04.2015 N 15-17/19, по итогам рассмотрения которого принято решение от 03.06.2015 N 15-17/518 о привлечении ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом наложен штраф в сумме 217 918 рублей, а также предложено перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 945 692 рубля и пени в сумме 161 868,43 рублей.
При этом в соответствии со статьей 114 НК РФ в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность (наличие дебиторской задолженности и трудное финансовое положение) размер штрафных санкций снижен в два раза.
Не согласившись с вынесенным решением ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.
Решением от 15.07.2015 N 602 Управление Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области решение ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 03.06.2015 г. N 15-17/518 отменено в части штрафных санкций в сумме 108 959,00 рублей.
ООО "ОП Герат-Союз", не согласившись с решением ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз", пришел к выводу о том, что решение ИФНС России по Центральному району г. Волгограда подлежит отмене в части штрафных санкций в сумме 98 959 рублей, поскольку налоговым органом не приняты во внимание все смягчающие ответственность обстоятельства.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 114 НК РФ суд при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства уменьшает размер штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным законодательством.
При этом, п. 1 ст. 112 НК РФ установлен неисчерпывающий перечень смягчающих обстоятельств.
Из содержания п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
При проверке налоговым органом установлен факт неправомерного неперечисления налога, удержанного из доходов физических лиц в размере 945 692 рублей, что повлекло привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной ст.123 НК РФ, в виде штрафа в размере 108 959 рублей.
При определении суммы штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым органом учтены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность: наличие дебиторской задолженности, трудное финансовое положение, в связи с чем штраф уменьшен в два раза (с 217 910 до 108 959 рублей).
Общество, не оспаривая факт просрочки перечисления НДФЛ и совершения налогового правонарушения, при обращении в суд указало, что налоговым органом при вынесении решения не в полном объеме учтены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, позволяющие снизить задолженность более чем в 2 раза, и просило суд уменьшить штраф.
Судом установлено, что в ходе налоговой проверки ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз" не выявлено нарушений в части учета исчисления и удержания НДФЛ; по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц, а также материалами проверки (карточками счетов 62.1 в разрезе контрагентов, выписками по операциям на расчетном счете) подтверждено наличие дебиторской задолженности и отсутствие денежных средств на расчетном счете ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз", позволяющих своевременно перечислять налоги в бюджет; отсутствие умысла на совершение правонарушения; отсутствие вредных последствий; отсутствие других налоговых нарушений; уплата удержанных сумм НДФЛ в полном объеме, то есть устранение последствий совершенного правонарушения.
В ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз", являющемся субъектом малого предпринимательства, трудоустроено 73 человека и назначенный штраф не может способствовать развитию такого субъекта малого бизнеса.
Кроме того, налоговым органом не принято во внимание, что ООО "Охранное предприятие "Герат-Союз" не имело денежных средств для уплаты НДФЛ в бюджет.
Довод инспекции о том, что общество не приняло мер взыскания дебиторской задолженности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку налоговое законодательство не ставит списание дебиторской задолженности в зависимость от наличия каких-либо действий по взысканию долга со стороны организации-кредитора.
Определение размера штрафных санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельств с учетом принципов справедливости и соразмерности в рассматриваемом случае относиться к компетенции суда.
При этом судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции требований ст. 71 АПК РФ.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 октября 2015 года по делу N А12-38278/2015 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 октября 2015 года по делу N А12-38278/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38278/2015
Истец: ООО "Охранное предприятие "Герат - Союз", ООО "Охранное предприятие Герат-Союз"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области