г. Киров |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А28-8804/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Кардашина И.А., по доверенности от 06.10.2015,
ответчика - Куликовой И.А. - председателя правления,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Водоканал", ОГРН 1034316517839; ИНН 4345000249
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.10.2015 по делу N А28-8804/2015, принятое судом в составе судьи Караниной Н.С.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1034316517839; ИНН 4345000249)
к товариществу собственников жилья "Новая 10" (ОГРН 1134345014022; ИНН 4345359969)
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с товарищества собственников жилья "Новая 10" (далее - Товарищество, ответчик) 213 025 руб. 18 коп. задолженности по договору теплоснабжения (снабжения тепловой энергией и водой для целей приготовления горячей) от 03.09.2013 N 369 (далее - Договор) за поставленную тепловую энергию за период с февраля по июнь 2015 года (далее - спорный период), а также расходы по оплате государственной пошлины.
Исковые требования Компании основаны на статьях 307, 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, уточненные исковые требования о взыскании с Товарищества 213 025 руб. 18 коп. задолженности удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что решение суда не является законным и обоснованным и подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Согласно пункту 4.6 Договора стоимость тепловой энергии, теплоносителя определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования. Ответчик уведомлял истца о своем отказе от получения субсидий за 2015 год, на что был дан отрицательный ответ, однако, Товарищество не обратилось в суд за принудительным внесением изменений в Договор, продолжало подписывать без разногласий акты поданной-принятой тепловой энергии, в которых указана сумма, на которую передана тепловая энергия по тарифу, установленному истцу, а не для населения. Подписывая акты сверки, ответчик принимал не только объемы тепловой энергии, но и суммы, которые выставлены по тарифу РСТ, исходя из пункта 4.6 Договора, и признавал размер задолженности перед истцом. Учитывая, что акты поданной-принятой тепловой энергии и акты сверки подписывались ответчиком без замечаний, частично оплата поступала, Предприятие подавало годовые расчеты в департамент ЖКХ на первое и второе полугодие без включения Товарищества. Заявитель считает получение субсидий обязанностью ответчика, истец же не сможет получить субсидии от департамента ЖКХ. Для получения субсидий Предприятие должно предъявить в департамент ЖКХ счета-фактуры, выставленные с пониженным тарифом в том налоговом периоде, за который субсидии предъявляются. У истца данные счета-фактуры выставлены в соответствии с Договором, перевыставить данные счета-фактуры на пониженный тариф в налоговом периоде (январь-июнь 2015 года) невозможно, так как декларации по НДС сданы. Налог с данных счетов-фактур полностью заплачен Предприятием в бюджет и возврату не подлежит.
Ответчик в отзыве просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция ответчика изложена письменно.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области от 29 октября 2015 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
03.09.2013 Предприятие (теплоснабжающая организация) и Товарищество (потребитель) заключили Договор, согласно пункту 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель (совместно именуемые "энергетические ресурсы"), а потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный Договором режим их потребления.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Договора теплоснабжающая организация обязана подавать энергетические ресурсы потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к Договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1 к Договору, и с качеством в соответствии с условиями Договора и требованиями законодательства.
Сведения об объектах потребителя приведены в Приложении N 3 к Договору.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц (пункт 4.2 Договора).
Согласно пункту 4.4 Договора оплата за энергетические ресурсы производится потребителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации в срок до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации.
В силу пункта 4.7 Договора основанием для расчетов по Договору является акт поданной-принятой тепловой энергии за договорную тепловую энергию (мощность), фактически принятое количество энергетических ресурсов и счет-фактура, которые оформляются теплоснабжающей организацией и отражают информацию об объеме подлежащих оплате энергетических ресурсов за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным. Потребитель обязан до 5-го (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт, который в течение 3-х (трех) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию. При этом, если потребитель в установленный срок не направит надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт, а также не представит мотивированных возражений на него, считается, что энергетические ресурсы приняты без возражений и акт подписан потребителем.
Во исполнение условий договора истец поставил на объект ответчика тепловую энергию, что подтверждается актами от 28.02.2015 N 70/2015, от 31.03.2015 N 141/2015, от 30.04.2015 N 143/2015.
Разногласия по объемам поставленной на объекты ответчика в спорный период горячей воды между сторонами отсутствуют.
Для оплаты поставленного ресурса истец выставил ответчику счета-фактуры от 28.02.2015 N 112, от 31.03.2015 N 228, от 30.04.2015 N 340, от 31.05.2015 N 555.
Расчет стоимости потребления произведен истцом исходя из объемов, определенных по показаниям прибора учета, - по тарифам, установленным решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 12.12.2014 N 45/9-тэ-2015 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче по сетям МУП "Водоканал".
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Условие о цене в договоре энергоснабжения, являющегося публичным, устанавливается одинаковым для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, а при несоответствии таким требованиям является ничтожным (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации Товариществом, как исполнителем, не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, в связи с чем на отношения сторон распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в исковой период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных услуг холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. По общему правилу, исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать поставляемые ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы в соответствии с размером платы за коммунальные услуги, которая установлена для граждан, а не в соответствии с тарифами, установленными для соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Постановлением Администрации города Кирова от 30.06.2014 N 2713-П предписано осуществлять расчеты с населением с учетом стандарта уровня платежей, которые к нему приложены.
Согласно пункту 2 постановления Администрации города Кирова от 30.06.2014 N 2713-П стандарты уровня платежей населения приняты в целях использования их субъектом Российской Федерации - Кировской областью для расчета субсидий на возмещение части недополученных доходов управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и не являются основанием для предъявления ресурсоснабжающими, управляющими организациями и иными исполнителями коммунальных услуг к муниципальному образованию "Город Киров" требований по компенсации их выпадающих доходов.
В таблице N 1, являющейся неотъемлемой частью вышеназванного постановления Администрации города Кирова от 30.06.2014 N 2713-П, установлен тариф МУП "Водоканал" для населения с учетом стандарта для группы домов "отопление (кроме одно-, двухэтажных до 1999 года постройки без приборов учета)" в размере 1 407 руб. 79 коп. за 1 Гкал.
Под предельными индексами понимаются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
С учетом того, что ответчик является исполнителем услуг для населения, оснований для применения при расчете долга тарифа выше установленной администрацией города Кирова на соответствующий период предельной стоимости коммунальной услуги отопление для населения не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно при определении размера долга в части снабжения тепловой энергией применил тарифы за спорный период в размере 1 407 руб. 79 коп. за 1 Гкал.
Доказательства получения ответчиком в 2015 году субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами суду не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции, учитывая наличие переплаты ответчика перед истцом за спорный период, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что истец не сможет получить субсидии от департамента ЖКХ, отклоняется апелляционным судом.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума N 87) со ссылкой на правовую позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, сформирована правовая позиция, согласно которой, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Согласно Постановлению Пленума N 87 судам необходимо учитывать, что, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Таким образом, за органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден "Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами", в соответствии с которым субсидии вправе получить как ресурсоснабжающая организация, так и управляющая организация.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что в случае неполучения субсидий Товариществом у Предприятия как ресурсоснабжающей организации есть право обратиться за их получением в установленном законом порядке, в том числе путем обращения с самостоятельным иском.
Иные доводы заявителя жалобы несостоятельны и не влияют на правильность принятого судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 29.10.2015 по делу N А28-8804/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8804/2015
Истец: МУП "Водоканал"
Ответчик: ТСЖ "Новая 10"