г. Хабаровск |
|
18 декабря 2015 г. |
А73-1505/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску": Елисеева П.У., представителя по доверенности от 09.09.2015 N 06.10/18;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
на решение от 14 мая 2015 г.
по делу N А73-1505/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Медведевой О.П.,
по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1022701198013, ИНН 2702010934, место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 96)
к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" (ОГРН 1092721006894, ИНН 2721171648, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 67)
об урегулировании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края (далее - МУП "Трамвайно-троллейбусное управление") с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" (далее - КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску") об урегулировании разногласий по договору от 25.12.2014 N 05-43/10 на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на городском общественном транспорте общего пользования.
Исковые требования основаны на положениях статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы несогласием предприятия с порядком учета средств по возмещению расходов по перевозке только краевых льготников. По мнению истца, в договоре следует предусмотреть учет средств по возмещению расходов по перевозке региональных и федеральных льготников.
Решением суда от 14 мая 2015 г. суд урегулировал спор, подпункт 2.2.2 пункта 2.1, Приложения N 1, N 2 к договору приняты в редакции КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску".
В апелляционной жалобе МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Считает, что типовая форма договора носит рекомендательный характер и не учитывает расходные обязательства субъекта по компенсации расходов за перевозку всех льготников.
В судебном заседании представитель предприятия настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель учреждения просил решение суда оставить без изменения, ссылался на исполнение типового договора, в подтверждение чего представил дополнительные доказательства: акт сверки взаимных расчетов от 01.07.2015, письмо КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" от 03.07.2015, акты оказанных услуг от 18.05.2015, 27.05.2015, 10.06.2015, 22.06.2015, 21.07.2015.
Определением арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2015 г. производство по апелляционной жалобе МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" приостанавливалось до размещения на официальном сайте ВС РФ судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства финансов РФ по делу N А40-3954/2014.
Определением суда от 16 ноября 2015 г. производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель жалобе МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" не принял участие, представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно пункту 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, перечисленные в абзацем 2 пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Абзац 2 пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий граждан ЕСПБ на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края.
При подписании договора от 25.12.2014 N 05-43/10 по перевозке льготных категорий граждан, между КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" (учреждение) и МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (исполнитель) возникли разногласия.
По условиям договора исполнитель берет на себя обязательства по перевозке льготных категорий граждан, указанных в Перечне мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, малоимущим и другим категориям граждан за счет краевого бюджета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2014 N 113-пр на городском транспорте общего пользования, в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", а учреждение возмещает исполнителю финансовые средства за перевозку льготных категорий граждан в пределах средств, полученных на эти цели из краевого бюджета и сумм, полученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) на основании распределения, утвержденного управлением транспорта администрации города Хабаровска.
Согласно подпункту 2.2.2 пункта 2.1 исполнитель обязан вести в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет финансирования средств краевого бюджета.
Согласно подпункту 2.2.1 пункта 2.2, учреждение обязано перечислять исполнителю денежные средства на возмещение расходов по исполнению обязательств, указанных в пункте 1.1 договора в пределах средств, полученных из краевого бюджета, и сумм, полученных от реализации ЕСПБ на основании счета-фактуры.
В соответствии с пунктом 3.1 договора исполнитель ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет учреждению счета-фактуры и акты оказанных услуг согласно приложению N 1 (акт оказанных услуг).
Обращаясь в арбитражный суд с требованием об урегулировании спора и изложении условий договора в своей редакции, истец считает что ему предлагается вести учет денежных средств полученных только из краевого бюджета, в то время как истец осуществляет перевозку как федеральных, так и региональных льготников. Следовательно, по его мнению, затраты должны компенсироваться из федерального и краевого бюджетов.
Истец предлагает в подпункте 2.2.2 пункта 2.1 договора после слова "финансирования" изложить в редакции: поступивших денежных средств в счет возмещения затрат исполнителя на перевозку льготных категорий граждан.
Приложение N 2 Акт сверки истец предлагает дополнить: "Акт сверки взаимных расчетов в счет возмещения затрат за перевозку льготных категорий граждан по произведенным выплатам из краевого бюджета и сумм, полученных от реализации единого социального проездного билета между КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" и МУП Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление по состоянию на "__" ____2015 года".
В акте оказанных услуг истец предлагает вместо "всего оказано услуг" указать "всего перечислено денежных средств в счет возмещения затрат за перевозку льготных категорий граждан", поскольку учреждение не полностью возмещает расходы предприятия, а только в пределах средств, полученных из краевого бюджета и от реализации ЕСПБ. Заполнение приложения N 2 в редакции учреждения не позволит истцу требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме от перевозки льготников от публично правового образования, поскольку акт сверки предполагает нулевое сальдо. Истец не имеет возможности заполнить приложение N 1 ввиду отказа учреждения о предоставлении информации о реализованных ЕСПБ.
Ответчик не согласен с редакцией спорных пунктов договора, предложенных истцом. Типовая форма договора утверждена главным распорядителем бюджетных средств Министерством социальной защиты населения Хабаровского края. В связи с вступлением в силу постановления Правительства Хабаровского края от 15.04.2014 N 113-пр, акты оказанных услуг за январь, февраль, март 2015 г. по форме предложенной ответчиком, подписаны со стороны истца без замечаний. Ответчик предложил свою редакцию: "Вести в соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет взаимных расчетов по произведенным выплатам из краевого бюджета и суммам, полученным от реализации единых социальных проездных билетов между КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" и МУП Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление".
Урегулировав разногласия в части подпункта 2.2.2 пункта 2.1 договора, наименования акта сверки и формулировки акта оказанных услуг в редакции ответчика, суд первой инстанции руководствовался следующим.
На основании статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленными законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае возникновения у сторон разногласий при заключении договора и передачи их на рассмотрение суда, условия договора, по которым имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 03.06.2014 N 6.3-8678 учреждению поручено заключать договоры с транспортными предприятиями о возмещении затрат по перевозке отдельных категорий граждан только по прилагаемой форме и содержанию.
Форма договора и актов (приложений N 1, N 2) подготовлены в соответствии с типовой формой договора, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств Министерством социальной защиты населения Хабаровского края, в связи с изменением краевого законодательства и вступлением в силу постановления Правительства Хабаровского края от 15.04.2014 N 113-пр.
В соответствии с Порядком обеспечения отдельных категорий граждан ЕСПБ на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" Министерство социальной защиты населения края ежемесячно направляет средства в размере разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, - непосредственно транспортным предприятиям по представленному Министерством промышленности и транспорта края реестру, утвержденному министром, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в Центры социальной поддержки для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях (п.11).
Возмещение расходов транспортным организациям производится Центрами социальной поддержки на основании заключенных договоров (пункт 12 Порядка).
Проанализировав условия договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ни Порядок, ни другие нормативные акты не возлагают на транспортные организации обязанности по заключению таких договоров на перевозку льготных категорий граждан, не содержат условия заключения такого договора.
Финансовые средства на обеспечение льготного проезда отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования в Хабаровском крае в 2014 году предусмотрены Законом Хабаровского края от 11.12.2013 N 330 "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и Государственной программой Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2012 N 152-пр.
Министерство социальной защиты населения края является главным распорядителем указанных финансовых средств и ответственным исполнителем за выполнением соответствующих мероприятий.
По состоянию на 01.04.2015 все средства, которые были доведены до учреждения из краевого бюджета Министерством социальной защиты населения края на указанные цели в 2015 году, перечислялись истцу в полном объеме, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов.
Таким образом, принимая во внимание заключение договора в соответствии с Постановлением от 15.04.2014 N 113-пр, принятием истцом условий договора в редакции, предложенной ответчиком, что подтверждается подписанными без замечаний актами оказанных услуг за январь - июль 2015 г. включительно, оснований для урегулирования спорных условий договора в редакции истца суд не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 мая 2015 г. по делу N А73-1505/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1505/2015
Истец: МУП города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску"