г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А56-11478/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трощенковой Д.С.
при участии в заседании:
от истца: Морковский К.Д. - по доверенности от 05.10.2015;, Галкина Д.А. - по доверенности от 06.10.2015;
от ответчика: Абдалов А.В. - по доверенности от 10.10.2013, Заболотная А.В. - по доверенности от 18.06.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-22346/2015, 13АП-22347/2015) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу и Муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2015 по делу N А56-11478/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39, ОГРН 1099847008546,
к Муниципальному предприятию "Водоканал" муниципального образования тихвинское городское поселение тихвинского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187553, Ленинградская область, г. Тихвин, Микрорайон 1-й, д. 2, ОГРН 1024701848698,
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - ответчик, МП "Водоканал", Предприятие) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2747054,67 руб.
Решением суда от 24.07.2015 иск удовлетворен частично: с МП "Водоканал" в пользу Департамента взыскано 505621 руб. 46 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду, в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом стороны заявили апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе истец просит отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылается на ошибочное применение по настоящему делу судом первой инстанции положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить судебный акт, указав при этом, что не должен вносить плату за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поскольку предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению населению, взимание с которого платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои апелляционные жалобы, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы оппонента.
В целях соблюдения процессуальных прав сторон 09.11.2015 был объявлен перерыв в судебном заседании до 16.11.2015 до 12.10, по окончании которого в том же составе суда судебное разбирательство продолжено и отложено по ходатайству представителя Департамента.
07.12.2015 судебное разбирательство возобновлено в том же составе суда.
Стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционных жалоб.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N ВД-320/14 от 28.10.2013 года Департаментом была проведена внеплановая документарная проверка МП "Водоканал".
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что производственная деятельность осуществляется Предприятием на двух производственных площадках, расположенных по адресам: промплощадка N 1., водоочистные сооружения (ВОС), Ленинградская область, г. Тихвин, 1 микрорайон, промплощадка N 2, канализационные очистные сооружения (КОС), Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Большая Заводская, д. 1а.
В результате производственной деятельности Предприятия, а именно в результате эксплуатации канализационных очистных сооружений и водоочистных сооружений образуются сточные воды, сбрасываемые в водный объект - река Тихвинка. Сброс сточных вод осуществляется через 2 выпуска на основании: выпуск N 1 (ВОС) - разрешение N 17-08-74-С-10/15 от 05.07.2010 г., выпуск N 2 (КОС) - разрешение N 17-08-57-С-10/14 от 04.06.2010 г.
Нормативы допустимых сбросов в водный объект установлены для Предприятия по каждому выпуску сточных вод по концентрации загрязняющего вещества, по массе загрязняющего вещества, а также по объему сбрасываемых сточных вод.
В ходе проверки расчетов платы за негативное воздействие установлено, что Предприятие осуществляет расчет и внесение платы за сверхлимитное загрязнение водного объекта р. Тихвинка не в полном объёме (не во всех случаях масса загрязняющего вещества, сброшенная в водный объект из-за превышения концентрации и/или объема, принимается как сверхлимитная). Установлено наличие превышений концентрации загрязняющих веществ и превышение объёма отводимых сточных вод на выпусках N 1 и N 2 в 2012-2013 гг.
Таким образом, в ходе проведения проверки установлено нарушение требований законодательства при исчислении размера платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект - р. Тихвинка через выпуски N 1 и N 2 за 2012-2013 года.
По итогам проведения проверки Предприятию было выдано предписание N ВД-320/14 от 02.12.2013 года, которым Предприятию предписывалось представить в Департамент корректирующий расчет платы за 2012-2013 года в части сброса загрязняющих веществ в р. Тихвинка через выпуски N 1 и N 2.
Представленные 26.02.2014 года во исполнения предписания корректировочные расчеты платы за период с 1 квартала 2012 года по 3 квартал 2013 года содержали ошибки.
Департамент на основании сведений о фактических концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах, фоновой концентрации используемой воды, указанных Предприятием в приложениях к расчетам платы по каждому выпуску, а также на основании разрешения на сброс по каждому выпуску и фактических объемах сточных вод и оплатой рассчитал сумму задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды в размере 2747054,67 рублей (с применением пятикратного коэффициента).
Департаментом в адрес ответчика 31.07.2014 года было направлено требование об уплате платежей.
Отказ Предприятия с удовлетворении указанного требования от 04.09.2015 явился основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части взыскания 505621 руб. 46 коп. посчитал доказанным факт сверхлимитного загрязнения окружающей природной среды, наличие оснований для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду, но не усмотрел оснований для применения пятикратного повышающего коэффициента.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части размера взысканной суммы в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (далее - Порядок).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 данного Порядка.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Произведенный Департаментом расчет платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды Предприятием не опровергнут.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, пришел к правильному выводу о доказанности факта сверхлимитного загрязнения Предприятием окружающей природной среды и наличия оснований для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда о возможности взыскания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды без применения повышающего коэффициента.
Такой повышающий коэффициент устанавливает размер обязательного фискального платежа и не является мерой ответственности. Поэтому вина общества за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды не имеет правового значения. Законодатель установил повышающий пятикратный коэффициент к ставке платы за факт отсутствия разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ без разрешения, не предусмотрев норм, позволяющих учитывать отсутствие вины и другие обстоятельства, как это, в частности, предусмотрено при возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушениями природоохранного законодательства.
Судебная коллегия считает ошибочным применение судом первой инстанции положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь", поскольку предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ являлась статья 16 Закона N 7-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании определяются элементы обложения таким публично-правовым платежом, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированной организацией в соответствии с гражданско-правовыми договорами, заключаемыми ею с организациями, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются такие отходы (пункт 1.2).
Конституционный Суд РФ указал, что применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии (пункт 3.1).
Конституционным Судом РФ постановлено, что до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
В рассматриваемом случае правовой неопределенности относительно плательщика за негативное воздействие на окружающую среду не имеется.
Кроме того, поскольку ответчик предоставляет услуги не только населению, но и юридическим лицам, он в силу действующего правового регулирования имеет возможность компенсировать расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, в том числе путем учета соответствующих сумм в составе взимаемой с абонентов платы за превышение ими установленных нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации по договорам на водоснабжение и водоотведение.
В апелляционной жалобе Предприятие в подтверждение своей позиции об определении платы за сброс в пределах допустимых нормативов ссылается на пункт 3.8 раздела 3 приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Минюсте РФ 24.03.1993 N 190).
Согласно пункту 3.8 вышеназванных указаний, действовавших в спорный период, при сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т.д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов.
Ссылку ответчика на пункт 3.8 суд апелляционной инстанции считает ошибочной, поскольку указанный пункт применялся к неорганизованному сбросу загрязняющих веществ, в рассматриваемом случае сброс сточных вод осуществляется Предприятием из канализационных сетей непосредственно в водный объект.
С учетом изложенных выводов судебная коллегия считает апелляционную жалобу Департамента подлежащей удовлетворению, а решение суда от 24.07.2015 - отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Департамента в полном объеме.
На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой Департамент освобожден, подлежит взысканию с Предприятия в федеральный бюджет.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2015 по делу N А56-11478/2015 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с Муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Тихвинского городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (187553, Ленинградская область, г. Тихвин, Микрорайон 1-й, д. 2, ОГРН 1024701848698) в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191104, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39, ОГРН 1099847008546) 2 747 054,67 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Взыскать с Муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Тихвинского городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области в доход федерального бюджета 36 735,27 руб. государственной пошлины".
Апелляционную жалобу Муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Тихвинского городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11478/2015
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: Муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования тихвинское городское поселение тихвинского муниципального района Ленинградской области